- Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
- Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
- Не писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - вместо этого создать новую тему.
- За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения.
- Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
- Перед тем как что-то написать - читать здесь и здесь, а студентам - обязательно здесь.
- Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.
Управление асинсхронным электродвигателем
Модератор: kirillio
-
- знаток Eplan
- Сообщения: 225
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
- Имя: Сергей Т
Управление асинсхронным электродвигателем
Мое почтение коллеги!
Всем хорошо известна простая схема запуска электродвигателя, а именно такая цепочка: Переключатель выбора режима "Р-О-А" - далее кнопка NO "Пуск", зашунтированная допконтактом контактора, далее кнопка NC "СТОП", ну и наконец контактор пускающий двигатель. Прошу извинить что схему не дал, нет под рукой...
Я всю жизнь проектантскую чертил такую схему запуска электропривода. И тут пришел мой ГИП и говорит, выкинь кнопку СТОП, ведь можно же остановить привод переключателем "Р-О-А". Я задумался, ответить не смог ничего внятного. Потом правда я предложил сэкономить на всем. Вместо шкафа поставить лист ДСП, а вместо Симатика, поставить "арбайтера", и пущай накидывает провода на двигатель пока не устанет ...
Ребят, какими требованиями нужно руководствоваться при выполнении узла запуска двигателя, в заветном ПУЭ не нашел...
Спасибо!
Всем хорошо известна простая схема запуска электродвигателя, а именно такая цепочка: Переключатель выбора режима "Р-О-А" - далее кнопка NO "Пуск", зашунтированная допконтактом контактора, далее кнопка NC "СТОП", ну и наконец контактор пускающий двигатель. Прошу извинить что схему не дал, нет под рукой...
Я всю жизнь проектантскую чертил такую схему запуска электропривода. И тут пришел мой ГИП и говорит, выкинь кнопку СТОП, ведь можно же остановить привод переключателем "Р-О-А". Я задумался, ответить не смог ничего внятного. Потом правда я предложил сэкономить на всем. Вместо шкафа поставить лист ДСП, а вместо Симатика, поставить "арбайтера", и пущай накидывает провода на двигатель пока не устанет ...
Ребят, какими требованиями нужно руководствоваться при выполнении узла запуска двигателя, в заветном ПУЭ не нашел...
Спасибо!
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 981
- Зарегистрирован: 25 июл 2008, 23:23
- Имя: Бондарев Михаил Владимирович
- Страна: Россия
- город/регион: Магнитогорск
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
Помимо ПУЭ есть куча регламентирующих документов ГОСТ МЭК, касающихся органов управления в том числе
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 5631
- Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
- Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
- Страна: Россия
- город/регион: Рязань
- Благодарил (а): 600 раз
- Поблагодарили: 756 раз
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
Описанная классическая схема с пускателем полностью соответствует требованиям стандартов промышленной безопасности, по которым после пропадания энергии должна быть исключена возможность самопроизвольного запуска механизма после возобновления энергоснабжения. Это во-первых.
Во-вторых, как справедливо уже сказали, есть определённые требования к органам управления.
Во-вторых, как справедливо уже сказали, есть определённые требования к органам управления.
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
-
- знаток Eplan
- Сообщения: 225
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
- Имя: Сергей Т
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 5631
- Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
- Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
- Страна: Россия
- город/регион: Рязань
- Благодарил (а): 600 раз
- Поблагодарили: 756 раз
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
С 15 февраля вступает в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" ТР ТС 010/2011, заменяющий действующий одноимённый технический регламент РФ. Различия минимальны.
Смотрите приложения к ним.
Все "ноги растут" оттуда. http://www.tsouz.ru/KTS/KTS32/Documents/P_823_1.pdf
Например, приложение 1 пункт 19.
В решении КТС от 18.10.2011 № 823 о принятии тех.регламента перечислены все связанные с ним стандарты.
Смотрите приложения к ним.
Все "ноги растут" оттуда. http://www.tsouz.ru/KTS/KTS32/Documents/P_823_1.pdf
Например, приложение 1 пункт 19.
В решении КТС от 18.10.2011 № 823 о принятии тех.регламента перечислены все связанные с ним стандарты.
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
-
- знаток Eplan
- Сообщения: 225
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
- Имя: Сергей Т
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
Жаль что мой проект не в зоне действия Таможенного союза... Я привязываюсь к стандартам СССР
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 5631
- Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
- Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
- Страна: Россия
- город/регион: Рязань
- Благодарил (а): 600 раз
- Поблагодарили: 756 раз
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
Дело Ваше, но некоторые стандарты СССР просто успели устареть, в то время как стандарты России мало-помалу согласовываются с международными. В настоящее время только технические регламенты а также связанные с ними стандарты и нормативы в России имеют силу Федерального Закона. Остальные стандарты имеют лишь рекомендательный, а не обязательный к исполнению характер.
Всё чем могу...
Я не букинист и не историк, поэтому в отношении стандартов уже давно несуществующего государства Вашу просьбу
Удачи!
Всё чем могу...
Я не букинист и не историк, поэтому в отношении стандартов уже давно несуществующего государства Вашу просьбу
выполнить вряд ли смогу.Ребят, ткните носом в ГОСТы, пожста..
Удачи!
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 3575
- Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
- Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
- город/регион: г. Чехов, МО
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 271 раз
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
Впрочем не для каждого электропривода нужен грибок... Что за механизм у Вас?
-
- знаток Eplan
- Сообщения: 225
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
- Имя: Сергей Т
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
изначально я говорил не а грибке, а просто о кнопке НЗ "стоп". Дело в том что есть у некоторых спецов мнение что она не нужна, ведь остановить электропривод (у меня это насосы) можно переключателем выбора рода работы "Р-0-А" переведя в положение "0". Я же считаю что если есть кнопка ПУСК то и дожна быть кнопка СТОП. Проблема в том что от меня требуется доказательство на уровне стандарта, нормы. Спасибо!
-
- знаток Eplan
- Сообщения: 277
- Зарегистрирован: 05 мар 2012, 14:46
- Имя: Иванов Максим Евгеньевич
- Страна: РФ
- город/регион: Казань/РТ
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
Как организовано управление? С пульта, с щита управления, по месту? Кнопка и ключ на одном щите/пульте? Может быть имеете ввиду кнопку аварийного останова по месту?
-
- знаток Eplan
- Сообщения: 225
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
- Имя: Сергей Т
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
Утончяю:
Местное управление отсутствует. Есть управление Автоматическое, есть Ручное. Ручное организовано на щите. Щит управляет 20ю насосами. Кажидый насос имеет кнопку ПУСК и кнопку СТОП. Аварийный грибок стоит на щите общий (нюанс управления), который останавливает все насосы сразу.
Местное управление отсутствует. Есть управление Автоматическое, есть Ручное. Ручное организовано на щите. Щит управляет 20ю насосами. Кажидый насос имеет кнопку ПУСК и кнопку СТОП. Аварийный грибок стоит на щите общий (нюанс управления), который останавливает все насосы сразу.
-
- здесь недавно
- Сообщения: 8
- Зарегистрирован: 18 янв 2013, 08:19
- Имя: Карачёв Денис Васильевич
- Страна: Россия
- город/регион: Красноярск
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
ГОСТ Р МЭК 60073-2000 "МАРКИРОВКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ. ПРАВИЛА КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ"
Пункт 4.1: "Правила кодирования сигналов должны быть установлены на стадии проектирования оборудования и производственных систем и быть совместимы при использовании с другим оборудованием в пределах того же самого оборудования или процесса. Выбор вида кодируемого сигнала должен зависеть от задач, выполняемых обслуживающим персоналом (операторами), и условий эксплуатации, в которых эти задачи должны быть выполнены."
Если применять переключатель М - 0 - Д, то он не подходит по ГОСТ 12.2.064-81 "ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ. Общие требования безопасности."
Пункт 1.8: "Направление движения органа управления должно соответствовать направлению движения указателя соответствующего средства отображения информации и (или) перемещающейся части производственного оборудования, а также выработанному двигательному стереотипу".
Хотя ваш ГИП ещё попросит гост на двигательные стереотипы :). Тогда ему пункт 2.3.3 "Вращение поворотных органов управления по часовой стрелке должно обеспечивать включение, увеличение параметра, вращение против часовой стрелки - выключение, уменьшение параметра."
ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 "Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования"
Пункт 9.2.7.3 "Стоп": "Пульты должны быть оснащены отдельными четко идентифицируемыми средствами реализации на машине функции "Стоп" или функции отключения всех движений, ведущих к созданию опасной ситуации. Органы управления этими функциями не должны иметь обозначений функций систем аварийной остановки, однако через функцию "Стоп" на машине может быть реализована функция "Аварийный стоп".
PS: увидел, что пульты должны подключаться через разделительный трансформатор. На практике такого не встречал, и не видел такого решения в проектах.
Что скажут форумчане? Ставите ли вы разделительный трансформатор? Или чем обосновываете, что его ставить не надо?
Пункт 4.1: "Правила кодирования сигналов должны быть установлены на стадии проектирования оборудования и производственных систем и быть совместимы при использовании с другим оборудованием в пределах того же самого оборудования или процесса. Выбор вида кодируемого сигнала должен зависеть от задач, выполняемых обслуживающим персоналом (операторами), и условий эксплуатации, в которых эти задачи должны быть выполнены."
Если применять переключатель М - 0 - Д, то он не подходит по ГОСТ 12.2.064-81 "ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ. Общие требования безопасности."
Пункт 1.8: "Направление движения органа управления должно соответствовать направлению движения указателя соответствующего средства отображения информации и (или) перемещающейся части производственного оборудования, а также выработанному двигательному стереотипу".
Хотя ваш ГИП ещё попросит гост на двигательные стереотипы :). Тогда ему пункт 2.3.3 "Вращение поворотных органов управления по часовой стрелке должно обеспечивать включение, увеличение параметра, вращение против часовой стрелки - выключение, уменьшение параметра."
ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 "Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования"
Пункт 9.2.7.3 "Стоп": "Пульты должны быть оснащены отдельными четко идентифицируемыми средствами реализации на машине функции "Стоп" или функции отключения всех движений, ведущих к созданию опасной ситуации. Органы управления этими функциями не должны иметь обозначений функций систем аварийной остановки, однако через функцию "Стоп" на машине может быть реализована функция "Аварийный стоп".
PS: увидел, что пульты должны подключаться через разделительный трансформатор. На практике такого не встречал, и не видел такого решения в проектах.
Что скажут форумчане? Ставите ли вы разделительный трансформатор? Или чем обосновываете, что его ставить не надо?
-
- знаток Eplan
- Сообщения: 225
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
- Имя: Сергей Т
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
Спасибо за глубокую проработку!
Почитал ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007. Очень интересно.
Касательно кнопки СТОП написано вразумительно!!! Совмещать ее функции нельзя с другими органами управления!
Касательно разделительно трансформатора. Да он должен стоять в цепях управления. Почитайте конец стандарта, там есть список на какие устройства он распространяется. В моем случае, это насосы, компрессоры. Поэтому я ставлю.
Мои коллеги оспаривали мое решение поставить трансы еще год назад. Я все таки поставил, из целей безопасности, и защиты релейный цепей, защиты ПЛК. Теперь есть четкое подтверждение необходимости установки трансформаторов.
Почитал ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007. Очень интересно.
Касательно кнопки СТОП написано вразумительно!!! Совмещать ее функции нельзя с другими органами управления!
Касательно разделительно трансформатора. Да он должен стоять в цепях управления. Почитайте конец стандарта, там есть список на какие устройства он распространяется. В моем случае, это насосы, компрессоры. Поэтому я ставлю.
Мои коллеги оспаривали мое решение поставить трансы еще год назад. Я все таки поставил, из целей безопасности, и защиты релейный цепей, защиты ПЛК. Теперь есть четкое подтверждение необходимости установки трансформаторов.
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 3575
- Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
- Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
- город/регион: г. Чехов, МО
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 271 раз
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
Я вас предостерегу: разделительный трансформатор - это не просто трансформатор.
-
- здесь недавно
- Сообщения: 94
- Зарегистрирован: 17 фев 2012, 15:42
- Имя: Денис
- Страна: РФ
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Управление асинсхронным электродвигателем
Разделительный трансформатор для цепей управления ставится не во всех случаях (ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 п.9.1.1):ts_w писал(а): Касательно разделительно трансформатора. Да он должен стоять в цепях управления. Почитайте конец стандарта, там есть список на какие устройства он распространяется. В моем случае, это насосы, компрессоры. Поэтому я ставлю.
Мои коллеги оспаривали мое решение поставить трансы еще год назад. Я все таки поставил, из целей безопасности, и защиты релейный цепей, защиты ПЛК. Теперь есть четкое подтверждение необходимости установки трансформаторов.
"Если машины оснащены только одним пусковым устройством двигателя и/или максимум двумя приборами управления (например, устройство блокировки, станция управления "Старт - Стоп"), использование трансформаторов может быть необязательным."
Правда определение, надо признать, довольно "скользкое". Например, мне не совсем понятно в каком объеме понимается прибор управления "станция управления "Старт-Стоп"? Скорее всего имеется в виду следующий минимально-необходимый набор: Автоматический выключатель + коммутационное устройство (контактор) - силовая цепь; кнопки с самовозвратом ПУСК и СТОП + в случае необходимости ладонная кнопка аварийного останова - цепь управления.