- Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
- Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
- Не писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - вместо этого создать новую тему.
- За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения. Непонятно? - Читать здесь.
- Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
- Перед тем как что-то написать - читать здесь и здесь, а студентам - обязательно здесь.
- Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.
Безопасность и автоматика
Модератор: kirillio
-
- эксперт
- Сообщения: 3617
- Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
- Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
- город/регион: г. Чехов, МО
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 281 раз
Безопасность и автоматика
В очередной раз возвращаюсь к вопросу проектирования безопасных установок. Конкретный пример - протяженный конвейер с несколькими красными грибовидными кнопками СТОП. Монтаж проводами надоело уже делать, желается какой-нибудь сетевой интерфейс и распределенку использовать.
Есть различные варианты:
- Modbus
- Profibus
- Profibus-safe
- Profinet
- ASi
- ASi-safe
Какие европейские нормативы регулируют выбор того или иного интерфейса? В частности, интересуют именно safe-протоколы. Можно ли обойтись без них и сделать привычный обмен данными?
Есть различные варианты:
- Modbus
- Profibus
- Profibus-safe
- Profinet
- ASi
- ASi-safe
Какие европейские нормативы регулируют выбор того или иного интерфейса? В частности, интересуют именно safe-протоколы. Можно ли обойтись без них и сделать привычный обмен данными?
-
- здесь недавно
- Сообщения: 87
- Зарегистрирован: 01 мар 2010, 17:37
- Имя: Алексей Алексеевич
- Страна: Россия
- город/регион: Нижний Тагил
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 9 раз
Re: Безопасность и автоматика
Почему европейские? Конвейер на экспорт?Какие европейские нормативы регулируют выбор того или иного интерфейса?
Может начать с российских норм, которые регламентируют безопасность? А потом уже оговорить повышенные требования, в том числе и европейские? Ведь не все же европейские требования действуют на территории РФ?
-
- эксперт
- Сообщения: 3617
- Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
- Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
- город/регион: г. Чехов, МО
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 281 раз
Re: Безопасность и автоматика
Российские требования не являются серьезными. Очень много вилами на воде написано. Грустное состояние у отечественной системы стандартизации.
Во всем мире не парятся и просто заимствуют стандарты у международной организации по стандартизации (ИСО/ISO) и международной электротехнической комиссии (МЭК/IEC). Было бы смешно, если бы каждая страна придумывала свои требования, начиная с США, заканчивая Свазилендом (и Россия в тех же рядах).
Вообще Путин у нас постановление подписывал, которое устанавливает ряд стандартов по безопасности ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ к исполнению. Туда уже не попадают всякие ПУЭ и ПБ, там больше ГОСТ Р ИСО, ГОСТ Р МЭК. Например, ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007.
Но и это постановление демонстрирует слабость регулирования в сфере технологической безопасности. Элементарно - отсутствуют переводы множества важных стандартов.
Во всем мире не парятся и просто заимствуют стандарты у международной организации по стандартизации (ИСО/ISO) и международной электротехнической комиссии (МЭК/IEC). Было бы смешно, если бы каждая страна придумывала свои требования, начиная с США, заканчивая Свазилендом (и Россия в тех же рядах).
Вообще Путин у нас постановление подписывал, которое устанавливает ряд стандартов по безопасности ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ к исполнению. Туда уже не попадают всякие ПУЭ и ПБ, там больше ГОСТ Р ИСО, ГОСТ Р МЭК. Например, ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007.
Но и это постановление демонстрирует слабость регулирования в сфере технологической безопасности. Элементарно - отсутствуют переводы множества важных стандартов.
-
- администратор
- Сообщения: 18132
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 900 раз
- Поблагодарили: 1749 раз
Re: Безопасность и автоматика
Тут где-то уже была дискуссия с полгода назад про автоматизацию протяженного конвейера.
Аварийный останов и сигнализацию оного - однозначно проводами.
Аварийный останов и сигнализацию оного - однозначно проводами.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- преподаватель
- Сообщения: 1357
- Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
- Имя: Пупена Александр
- Страна: Украина
- город/регион: Киев
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Безопасность и автоматика
А Modbus как в этом списке появился?
Грибовидные кнопки безопасности для меня лично сразу c ASi ассоциируется. ASi Safety и ASi это одна и та же сеть (с точки зрения Мастера), просто разные профили устройств. Устройства ASi Safety Mon (Мониторы) просто мониторят сеть и, в случае отваливания ASi Safe или аварийной посылки, вырубают свой выходной контактор. Master ASi для этого только опрашивает этот ASi Slave (для него это обычный Ведомый) и может даже не брать во внимание его состояние входов. Тоесть, максимальная скорость срабатывания безопасного выхода - это период опроса всех Ведомых = 5 мс.
Только вот бы мне кто-то объяснил как там кодируются посылки (именно в AS-i Safety), так, для личного интереса.
Грибовидные кнопки безопасности для меня лично сразу c ASi ассоциируется. ASi Safety и ASi это одна и та же сеть (с точки зрения Мастера), просто разные профили устройств. Устройства ASi Safety Mon (Мониторы) просто мониторят сеть и, в случае отваливания ASi Safe или аварийной посылки, вырубают свой выходной контактор. Master ASi для этого только опрашивает этот ASi Slave (для него это обычный Ведомый) и может даже не брать во внимание его состояние входов. Тоесть, максимальная скорость срабатывания безопасного выхода - это период опроса всех Ведомых = 5 мс.
Только вот бы мне кто-то объяснил как там кодируются посылки (именно в AS-i Safety), так, для личного интереса.
-
- авторитет
- Сообщения: 878
- Зарегистрирован: 21 авг 2009, 14:25
- Имя: Василий Иванович
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Безопасность и автоматика
У нас как раз для остановки конвейера используется 414-FH-система на основе со сбором данных от локальных ET200M по резервированному ProfiSafe, что есть не что иное как Профибус с особым профилем. Мы построили согласно требованиям SIL3, хотя сертифицировать не стали. Я считал PFD, получилось с хорошим запасом.
Последний раз редактировалось Василий Иванович 29 янв 2012, 15:46, всего редактировалось 1 раз.
-
- здесь недавно
- Сообщения: 87
- Зарегистрирован: 01 мар 2010, 17:37
- Имя: Алексей Алексеевич
- Страна: Россия
- город/регион: Нижний Тагил
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 9 раз
Re: Безопасность и автоматика
san писал(а):А Modbus как в этом списке появился?
Можно сделать распределенную систему на Modbus, а аварийное отключение: физическая кнопка с 2 контактами НЗ - один отключает по проводам, другой заводится в устройство сбора. Если конвейер "медленый", то почему нет?Михайло писал(а):Для контраста. :D
-
- преподаватель
- Сообщения: 1357
- Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
- Имя: Пупена Александр
- Страна: Украина
- город/регион: Киев
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Безопасность и автоматика
А смысл? В чем смысл Modbus как "safety bus", он, на сколько я знаю, не соответсвтует нормам IEC 61508, по крайней мере оффициально.
-
- преподаватель
- Сообщения: 1357
- Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
- Имя: Пупена Александр
- Страна: Украина
- город/регион: Киев
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Безопасность и автоматика
Нет конечно. Нужно читать мануалы по решениям ProfiSafe или ASi-safe, они соответсвуют этому(этим) стандарту. Посмотреть какое Вам больше подойдет. Можно миксовать, куплеры DP-ASi этому не мешают... теоретически по мануалам. Я собственно имел дело только с ASi Safe, и то, только в борьбе с неисправностями.Михайло писал(а):Насколько я понял, вы предлагаете мне почитать 61508... Да?
Вспомнил "кулинарный техникум":
- доктор, так скажите что со мной?
- это ты не у нас, а у докторов спроси.
- а вы кто
- мы маляра, мы тут потолки красим
:-)
Если количество кнопок и всякой дискретки велико и сильно распределенно, просится именно ASi, вроде как дешевле будет. Можно поставить в качестве Ведущего ASi шлюзик DP-Asi или Ethernet (че-то там)-ASi, например IFM, в зависимости от выбраной платформы ПЛК. ASi-Safe останется при этом неизменным, так как с точки зрения обмена по ASi ничего не поменяется. В качестве ASi Safety Monitor и Slave тоже вроде как много организаций предлагает, тот же IFM, Siemens, Schneider.
Есть у Asi один минус - мало кто его на постсоветском пространстве использует, отсюда отсутствие складских позиций, техподдержки и всякой там нужных вещей. В Украине, так точно. Спрашивал и у Шнейдеров и у Сименсов, а че не двигаете? Судя по ответам, понял, что не готовы еще. Хотя мне так хоцца разочек попробовать. А вот с готовыми установками приезжает. На западе там нормалек все в ходу. Появление недавно ASi V3 тоже говорит о его развитии.
Еще несколько + в сторону ASi - прокладка вместе с силовыми кабелями!!!, возможность использования обычного кабеля (хотя желтый конечно имеет много преимуществ), свободная топология.
-
- авторитет
- Сообщения: 878
- Зарегистрирован: 21 авг 2009, 14:25
- Имя: Василий Иванович
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Безопасность и автоматика
В немецкой википедии в статье "полевая шина" есть один хороший абзац на эту тему. Перевожу: "Если полевые шины должны применяться в системах, подлежащих проверке на соответсвие нормам безопасности типа IEC 61508 или EM 954-1, то к ним предъявляются некоторые специальные требования. Эти требования удовлетворяются, для примера, путём резервирования софта и харда участников и, в зависимости от протокола шины, такими мерами, как счётчики, CRC, квитированием, таймаутами, кодами источников и приёмников или резервированием с перекрёстным сравнением."
-
- преподаватель
- Сообщения: 1357
- Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
- Имя: Пупена Александр
- Страна: Украина
- город/регион: Киев
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Безопасность и автоматика
Еще б было хорошо, если б кто-то какой-то бук выложил о Safe Fieldbus. Да и вышеназваными стандартами.
-
- преподаватель
- Сообщения: 1357
- Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
- Имя: Пупена Александр
- Страна: Украина
- город/регион: Киев
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Безопасность и автоматика
В Industrial Communication Technology Handbook, есть раздел PROFISafe.
viewtopic.php?f=7&t=1724#p15432
viewtopic.php?f=7&t=1724#p15432
-
- преподаватель
- Сообщения: 1357
- Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
- Имя: Пупена Александр
- Страна: Украина
- город/регион: Киев
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Безопасность и автоматика
Порылся в своих записях, нашел описание МЭКовского стандарта их группы "Industrial communication networks". Отдельный стандарт на профили Fieldbus всключает часть 3:
IEC 61784-3 Industrial communication networks – Profiles – Part 3: Functional safety fieldbuses – General rules and profile definitions
который содержит только 4-ре Safety профиля:
Communication Profile Family 1 (FOUNDATION™ Fieldbus) – Profiles for functional safety
Communication Profile Family 2 (CIP™) – Profiles for functional safety
Communication Profile Family 3 (PROFIBUS™, PROFINET™) – Profiles for functional safety - он же PROFISAFE
Communication Profile Family 6 (INTERBUS®) – Profiles for functional safety
ASi сюда очевидно не включили, поскольку он вобще отсутсвует в ЭТОЙ группе стандартов IEC 61784 и IEC 61158.
Все равно, хотелось бы полистать данный стандарт для получения более детального объяснения
IEC 61784-3 Industrial communication networks – Profiles – Part 3: Functional safety fieldbuses – General rules and profile definitions
который содержит только 4-ре Safety профиля:
Communication Profile Family 1 (FOUNDATION™ Fieldbus) – Profiles for functional safety
Communication Profile Family 2 (CIP™) – Profiles for functional safety
Communication Profile Family 3 (PROFIBUS™, PROFINET™) – Profiles for functional safety - он же PROFISAFE
Communication Profile Family 6 (INTERBUS®) – Profiles for functional safety
ASi сюда очевидно не включили, поскольку он вобще отсутсвует в ЭТОЙ группе стандартов IEC 61784 и IEC 61158.
Все равно, хотелось бы полистать данный стандарт для получения более детального объяснения
Василий Иванович писал(а): требования удовлетворяются, для примера, путём резервирования софта и харда участников и, в зависимости от протокола шины, такими мерами, как счётчики, CRC, квитированием, таймаутами, кодами источников и приёмников или резервированием с перекрёстным сравнением."
-
- преподаватель
- Сообщения: 1357
- Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
- Имя: Пупена Александр
- Страна: Украина
- город/регион: Киев
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Безопасность и автоматика
Поколупался в инете нашел для FF
http://www.itk.ntnu.no/fag/TTK4545/TTK2 ... rb-UiO.pdf
для PROFISAFE
http://www1.siemens.cz/ad/current/conte ... 5ed_en.pdf
http://www.sci-eng.mmu.ac.uk/ascent/lit ... _Jul07.pdf
http://www.itk.ntnu.no/fag/TTK4545/TTK2 ... rb-UiO.pdf
для PROFISAFE
http://www1.siemens.cz/ad/current/conte ... 5ed_en.pdf
http://www.sci-eng.mmu.ac.uk/ascent/lit ... _Jul07.pdf
-
- эксперт
- Сообщения: 3617
- Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
- Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
- город/регион: г. Чехов, МО
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 281 раз
Re: Безопасность и автоматика
Непосредственный преобразователь частоты - это ПЧ без звена постоянного тока. Один из видов - матричный ПЧ. А вообще оффтопик пошел. Отрезайте.
-
- здесь недавно
- Сообщения: 88
- Зарегистрирован: 07 янв 2010, 08:43
- Имя: Александр
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Безопасность и автоматика
Михайло, я давно уже этим озадачен.
Но мой заказчик вряд-ли примет ASi, Profisafe и прочие интерфейсы для аварийного останова (грибы + тросовые выключатели) конвейера, да и геморно все это, проще нужно делать.
У меня другое предложение, давай в выключетели адресные метки вставим от ПС и отдельную двухпроводную линию к дешифратору сработавшего конечника. Просто и надежно. Другими словами предлагаю скрестить аварийный останов с принципами идентификации извещателей в системах пожарной сигнализации.
Таким путем пошел ДЭП, у них есть специализированный модуль ALINE, к которому подключается шлейф последовательно соединенных аварийных выключателей, для каждого выключателя устанавливается специализированная адресная метка. Но этот модуль предназначен только для контроллеров Деконт.
Кто слижет это у ДЭПа - озолочу :-)
Но мой заказчик вряд-ли примет ASi, Profisafe и прочие интерфейсы для аварийного останова (грибы + тросовые выключатели) конвейера, да и геморно все это, проще нужно делать.
У меня другое предложение, давай в выключетели адресные метки вставим от ПС и отдельную двухпроводную линию к дешифратору сработавшего конечника. Просто и надежно. Другими словами предлагаю скрестить аварийный останов с принципами идентификации извещателей в системах пожарной сигнализации.
Таким путем пошел ДЭП, у них есть специализированный модуль ALINE, к которому подключается шлейф последовательно соединенных аварийных выключателей, для каждого выключателя устанавливается специализированная адресная метка. Но этот модуль предназначен только для контроллеров Деконт.
Кто слижет это у ДЭПа - озолочу :-)
-
- эксперт
- Сообщения: 3617
- Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
- Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
- город/регион: г. Чехов, МО
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 281 раз
Re: Безопасность и автоматика
Тут надо соблюсти баланс между гемором освоения новой технологии и гемором старой технологии. Нужно предложить и принять волевое решение, организовать и закрепить.Барий писал(а):да и геморно все это, проще нужно делать.
-
- здесь недавно
- Сообщения: 88
- Зарегистрирован: 07 янв 2010, 08:43
- Имя: Александр
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Безопасность и автоматика
Если бы это волевое решение от проектантов зависело...
Принцип остается прежний, чем железней - тем надежней.
Принцип остается прежний, чем железней - тем надежней.
-
- эксперт
- Сообщения: 1467
- Зарегистрирован: 25 июл 2008, 10:25
- Имя: Эдуард Владимирович
- Страна: СССР
- город/регион: Оренбург
- Благодарил (а): 46 раз
- Поблагодарили: 104 раза
Re: Безопасность и автоматика
Ну а на аналоговый Pt100 повесить выключатели с разными номиналами сопротивлений?Барий писал(а):Таким путем пошел ДЭП, у них есть специализированный модуль ALINE, к которому подключается шлейф последовательно соединенных аварийных выключателей, для каждого выключателя устанавливается специализированная адресная метка. Но этот модуль предназначен только для контроллеров Деконт.
--------------------------------------------------------------------------------------------
-
- преподаватель
- Сообщения: 1357
- Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
- Имя: Пупена Александр
- Страна: Украина
- город/регион: Киев
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Безопасность и автоматика
Как то я не понял, AS-i Safe - геморно, а XXX-Safe от ДЭП не геморно? Часто такое слышу, давайте выбросим все это буржуйское ...вно и поставим вот эту класную штуку, которая почему то отсутствет в стандартах. Аргументируйте пожайлуйста, Барий, плюсы предложеной технологии.
-
- здесь недавно
- Сообщения: 88
- Зарегистрирован: 07 янв 2010, 08:43
- Имя: Александр
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Безопасность и автоматика
XXX-Safe от ДЭП конечно не геморно и стоит копейки, но это только для ДЭП.
Почему хочу "почти как у ДЭПа".
1. Используются стандартные аварийные выключатели с сухими контактами.
2. Если необходима расшифровка сработавшего конечника - дополняем каждый стандартный выключатель адресной меткой и кидаем второй шлейф по меткам, который предназначен чисто для хотелок - а именно для идентификации сработавшего конечника.
3. Используются стандартные кабели, порвали - заменили кусок и дальше работаем.
4. Если вдруг сдохла метка или модуль расшифровки - это не приведет к останову конвейера и выходу из строя цепи аварийного отключения.
Почему "почти как у ДЭПа" - я хочу использовать два шлейфа: 1 - аварийный останов, 2 - для идентификации, а ДЭП использует 1 шлейф, и для аварийного останова и для идентификации. Два различных шлейфа нужны для того, чтобы на завязывать силу с контроллером, аварийный останов в электросиловой части, все хотелки с идентификацией в АСУ ТП, т.к. это уже сервисная функция.
Получилось бы дешево, сердито и надежно :-)
Да, и стандартизировать ее по всяким уровням безопасности не надо, это сервисная система (назовем ее так) которая никоим образом не относится к безопасности.
По поводу сопротивлений думал, имхо сильно плыть система будет, начиная с разницы температур зима/лето и заканчивая переходными сопротивлениями контактов.
Почему хочу "почти как у ДЭПа".
1. Используются стандартные аварийные выключатели с сухими контактами.
2. Если необходима расшифровка сработавшего конечника - дополняем каждый стандартный выключатель адресной меткой и кидаем второй шлейф по меткам, который предназначен чисто для хотелок - а именно для идентификации сработавшего конечника.
3. Используются стандартные кабели, порвали - заменили кусок и дальше работаем.
4. Если вдруг сдохла метка или модуль расшифровки - это не приведет к останову конвейера и выходу из строя цепи аварийного отключения.
Почему "почти как у ДЭПа" - я хочу использовать два шлейфа: 1 - аварийный останов, 2 - для идентификации, а ДЭП использует 1 шлейф, и для аварийного останова и для идентификации. Два различных шлейфа нужны для того, чтобы на завязывать силу с контроллером, аварийный останов в электросиловой части, все хотелки с идентификацией в АСУ ТП, т.к. это уже сервисная функция.
Получилось бы дешево, сердито и надежно :-)
Да, и стандартизировать ее по всяким уровням безопасности не надо, это сервисная система (назовем ее так) которая никоим образом не относится к безопасности.
По поводу сопротивлений думал, имхо сильно плыть система будет, начиная с разницы температур зима/лето и заканчивая переходными сопротивлениями контактов.