1. Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
  2. Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
  3. Не писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - вместо этого создать новую тему.
  4. За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения.
  5. Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
  6. Перед тем как что-то написать - читать здесь и здесь, а студентам - обязательно здесь.
  7. Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.

Алгоритм определения помпажного режима компрессора

Вопросы технологии производства, эксплуатация производственного оборудования. Автоматизация производства (MES).
Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
VADR
администратор
администратор
Сообщения: 4698
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 07:12
Имя: Диев Александр Васильевич
Страна: Россия
город/регион: г. Сегежа, Карелия
Благодарил (а): 190 раз
Поблагодарили: 333 раза

Алгоритм определения помпажного режима компрессора

Сообщение VADR »

Приветствую, коллеги.

Есть одна интересная установка - воздухонагнетатель, он же - компрессор. Мне свалилась великая радость - написать для него техзадание на проектирование АСУТП. Из документации на установку практически ничего не сохранилось, когда-то давно её немного автоматизировали, но проект также не сохранился. Из немногочисленной документации нашлось такое вот описание определения режима помпажа:
Сигнал тока статора приводного электродвигателя является информационным при вхождении нагнетателя в помпажный режим. При плавных изменениях нагрузки и переходе нагнетателя с одной характеристики на другую, контроллер не реагирует на незначительные колебания тока статора. При возникновении предпомпажных (мягких) колебаниях контроллер выдает сигнал на останов регулирования дроссельной заслонкой; при продолжении колебаний выдается сигнал на приоткрытие помпажного клапана.
Если колебания тока статора не прекращаются и агрегат переходит в режим «жесткого» помпажа, то нагнетатель отключается аварийно.
и вот такая картинка:
Помпаж.jpg
Понятия не имею, работал этот метод определения когда-то или нет, но вставить его в ТЗ в таком виде у меня рука не поднимется.
Вопрос, собственно: есть ли где-то более вменяемое описание алгоритма определения помпажного режима компрессора?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Повторное использование кода не отменяет повторного использования мозга при его повторном использовании.
Аватара пользователя

vodav
освоился
освоился
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 28 авг 2014, 09:30
Имя: Воднев Александр Васильевич
Страна: РФ
город/регион: Томск
Благодарил (а): 16 раз
Поблагодарили: 26 раз

Алгоритм определения помпажного режима компрессора

Сообщение vodav »

На газовой компрессорной помпаж ловили температурой улитки турбины.

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5617
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 542 раза
Поблагодарили: 705 раз

Алгоритм определения помпажного режима компрессора

Сообщение Ryzhij »

vodav писал(а): 16 мар 2020, 08:17 На газовой компрессорной помпаж ловили температурой улитки турбины.
Температурой УЛИТКИ? Сам помпаж? Вы уверены? :ext_secret:
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)

alex-tec
завсегдатай
завсегдатай
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 29 дек 2017, 08:56
Имя: Александр
город/регион: Пермь
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 59 раз

Алгоритм определения помпажного режима компрессора

Сообщение alex-tec »

Ryzhij писал(а): 16 мар 2020, 08:34 Температурой УЛИТКИ? Сам помпаж?
Тогда уж скорее вибрацию мерить..

Boris Parkhomenko
не первый раз у нас
не первый раз у нас
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 01 апр 2012, 11:15
Имя: Пархоменко Борис Борисович
Страна: Украина
Благодарил (а): 23 раза
Поблагодарили: 57 раз

Алгоритм определения помпажного режима компрессора

Сообщение Boris Parkhomenko »

VADR писал(а): 15 мар 2020, 23:56 есть ли где-то более вменяемое описание алгоритма определения помпажного режима компрессора
Смотря что понимать под "вменяемым описанием". Есть, например, патент

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5617
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 542 раза
Поблагодарили: 705 раз

Алгоритм определения помпажного режима компрессора

Сообщение Ryzhij »

Тут такое дело...
Явление помпажа (срыва протока), присущее центробежным компрессорам и вентиляторам характеризуется цикличностью от 0,25 до 3 раз в секунду.
Это явление сопровождается:
- колебаниями и забосом оборотов двигателя, что весьма характерно для приводов на основе паровой турбины, т.к. на электродвигателе далеко вперёд от синхронной скорости вал ГЭД убежать не может;
- колебаниями тока на ГЭД, когда при помпажном хлопке ток ГЭД резко падает;
- колебаниями давления и расхода в газовом тракте;
- биениями ротора по оси (колебания на датчиках осевого сдвига).

Помпаж обычно предваряется ростом показаний с датчиков радиальной вибрации.

Следует различать задачи :
1, Собственно антипомпажной защиты
1.1. Детектирования помпажного хлопка;
1.2. Определение факта опасного приближения режима работы машины к границе помпажа;
и
2, Автоматического антипомпажного регулирования на основе газодинамической модели, параметры которой уточняются в ходе помпажных тестов. Именно тут, для газодинамической модели, требуется информация о расходе через компрессор, о температуре и давлении газа на всасе и нагнетании.

Причём, алгоритмы защиты п.1 входят и в задачу регулирования п.2, а задача п.1.2 может также использовать газодинамическую модель и параметры газа в тракте.

С точки зрения привода помпажный хлопок сродни проскальзыванию ноги с педалью при езде на велосипеде с разболтанной обгонной муфтой в задней втулке ;)

По сути заданного вопроса - да, обнаружение помпажного хлопка по падению тока двигателя возможно и широко применяется для включения алгоритмов защиты.
Если счётчик хлопков переполнится ( обычно это 3-4 хлопка), т.е мы имеем непрекращающийся помпаж, который нам не удаётся погасить (мало ли по какой причине), то выдаётся команда аварийного останова машины.
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
Аватара пользователя

Автор темы
VADR
администратор
администратор
Сообщения: 4698
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 07:12
Имя: Диев Александр Васильевич
Страна: Россия
город/регион: г. Сегежа, Карелия
Благодарил (а): 190 раз
Поблагодарили: 333 раза

Алгоритм определения помпажного режима компрессора

Сообщение VADR »

Вроде как понятно. Поиск пульсаций с частотой и уровнем, определяемым на основе эксперимента, провести который никто не даст :).
Спасибо, вроде как ясность получена.
Повторное использование кода не отменяет повторного использования мозга при его повторном использовании.

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5617
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 542 раза
Поблагодарили: 705 раз

Алгоритм определения помпажного режима компрессора

Сообщение Ryzhij »

VADR писал(а): 16 мар 2020, 13:19 Поиск пульсаций с частотой и уровнем...
Только с уровнем.
Частота колебаний зависит слишком от многих факторов в трубах газовой системы...
И параметры эти меняются во время тех-процесса.
Обычно регистрируют провалы тока до уровня в 75-80%
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
Аватара пользователя

vodav
освоился
освоился
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 28 авг 2014, 09:30
Имя: Воднев Александр Васильевич
Страна: РФ
город/регион: Томск
Благодарил (а): 16 раз
Поблагодарили: 26 раз

Алгоритм определения помпажного режима компрессора

Сообщение vodav »

Ryzhij писал(а): 16 мар 2020, 08:34 Температурой УЛИТКИ? Сам помпаж? Вы уверены?
Сам монтировал датчики температуры.
Датчики вибрации были, но ни кто не знал как их использовать.

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5617
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 542 раза
Поблагодарили: 705 раз

Алгоритм определения помпажного режима компрессора

Сообщение Ryzhij »

Данные о температуре газа могут быть использованы в формуле для вычисления рабочей точки компрессора.
Но! К датчикам параметров газа (давление, расход и температура) предъявляются достаточно жесткие требования по быстродействию.
Температура корпуса улитки турбины в принципе штука весьма инерционная и вряд ли может быть использована для расчётов.
Тем более нереально с её помощью детектировать помпажные хлопки. Даже на минимальной частоте - раз в 4 секунды.
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
Ответить

Вернуться в «Производство и технология»