- ОБЯЗАТЕЛЬНО заполнить свой профиль НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КИРИЛЛИЦЕЙ.
- НЕ НУЖНО писать свой вопрос в первую попавшуюся тему, а вместо этого создать НОВУЮ тему.
- Дублирование сообщений приравнивается к спаму.
- Рекламу мы не размещаем ни на каких условиях.
F.A.Q. по генерированию, генераторам и работе с ними
Модератор: специалисты по электротехнике
-
- администратор
- Сообщения: 10271
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Благодарил (а): 144 раза
- Поблагодарили: 179 раз
- Контактная информация:
F.A.Q. по генерированию, генераторам и работе с ними
F.A.Q. содержит опыт и знания, полученные при работе с малыми и сверхмалыми генераторами и электростанциями.
1. Режимы работы генератора в электрической сети
2. Cинхронизация генераторов при включении их на параллельную работу
3. Возможна ли параллельная работа генераторов с разнотипной автоматикой?
4. Возможна ли параллельная работа генераторов разного типа и мощности
5. Возможна ли синхронизация генераторного агрегата 0,4 кВ с шинами 10 кВ (через повышающий трансформатор)?
6. Защита от перегрузки системы возбуждения генератора - как и зачем?
7. Можно ли отключать аккумуляторы от работающего генератора?
8. Какие ещё причины, кроме описанной в п.7, выводят из строя электронику?
1. Режимы работы генератора в электрической сети
2. Cинхронизация генераторов при включении их на параллельную работу
3. Возможна ли параллельная работа генераторов с разнотипной автоматикой?
4. Возможна ли параллельная работа генераторов разного типа и мощности
5. Возможна ли синхронизация генераторного агрегата 0,4 кВ с шинами 10 кВ (через повышающий трансформатор)?
6. Защита от перегрузки системы возбуждения генератора - как и зачем?
7. Можно ли отключать аккумуляторы от работающего генератора?
8. Какие ещё причины, кроме описанной в п.7, выводят из строя электронику?
-
- администратор
- Сообщения: 10271
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Благодарил (а): 144 раза
- Поблагодарили: 179 раз
- Контактная информация:
1. Режимы работы генератора в электрической сети
При планировании/проектировании электрической сети объекта, в которой предполагается наличие собственного генератора или нескольких генераторов, важно четко понимать, в каком режиме будет работать этот генератор (генераторы), поскольку это накладывает требования к построению всей сети объекта. Нередко из-за того что режим работы генератора не определен при проектировании, его работа в рамках задач, решаемых объектом, оказывается либо неэффективна, либо вообще невозможна.
Каждый из режимов определяет также и требования к автоматике, которой должен быть снабжен генератор, и к самому генераторному агрегату в части оснащения его оборудованием, а также к степени его автоматизации. Опять-таки, игнорирование этих требований, вытекающих из назначения, может привести к тому что агрегат(ы) не сможет(ут) обеспечить необходимый режим работы.
Еще один нюанс. Разные типы генераторных агрегатов (дизельный, газопоршневой, газотурбинный, паротурбинный, гидротурбинный, солнечный, ветряной и т.п.) имеют разные особенности, поэтому важно сначала определить режим работы агрегата в сети, и только потом выбирать тип установки, поскольку некоторые особенности разных типов агрегатов просто не позволят им работать в некоторых режимах. Например использовать газопоршневой генератор для режима резервирования сети, как правило, невозможно в силу того, что такой агрегат не выдерживает разовых набросов и сбросов нагрузки больше чем 20-25% от своего номинала (может начаться детонация газовой смеси, чуткая защита от детонации экстренно остановит генератор). То же самое относится к малым и сверхмалым гидротурбинам, ротор которых, в силу недостаточной массы и инерции, может просто остановиться при значительном набросе нагрузки.
Это, например, такие режимы как:
Каждый из режимов определяет также и требования к автоматике, которой должен быть снабжен генератор, и к самому генераторному агрегату в части оснащения его оборудованием, а также к степени его автоматизации. Опять-таки, игнорирование этих требований, вытекающих из назначения, может привести к тому что агрегат(ы) не сможет(ут) обеспечить необходимый режим работы.
Еще один нюанс. Разные типы генераторных агрегатов (дизельный, газопоршневой, газотурбинный, паротурбинный, гидротурбинный, солнечный, ветряной и т.п.) имеют разные особенности, поэтому важно сначала определить режим работы агрегата в сети, и только потом выбирать тип установки, поскольку некоторые особенности разных типов агрегатов просто не позволят им работать в некоторых режимах. Например использовать газопоршневой генератор для режима резервирования сети, как правило, невозможно в силу того, что такой агрегат не выдерживает разовых набросов и сбросов нагрузки больше чем 20-25% от своего номинала (может начаться детонация газовой смеси, чуткая защита от детонации экстренно остановит генератор). То же самое относится к малым и сверхмалым гидротурбинам, ротор которых, в силу недостаточной массы и инерции, может просто остановиться при значительном набросе нагрузки.
- [+] 1.Автономная работа, один генератор. Имеется только один источник энергии, которым является генераторный агрегат.
- [+] 4. Автономная работа, несколько генераторов Режим характерен для автономных электростанций с переменной нагрузкой, когда в зависимости от режима эксплуатации объекта требуется разная мощность, а питание от промышленной сети затруднено или нерентабельно. Например автономные электростанции буровых комплексов в труднодоступных районах.
Это, например, такие режимы как:
- резервирование сети несколькими генераторами;
- АВР с применением генераторов;
- групповая синхронизация генераторов;
- комплексное управление электростанциями разной сложности.
-
- администратор
- Сообщения: 10271
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Благодарил (а): 144 раза
- Поблагодарили: 179 раз
- Контактная информация:
2. Синхронизация генераторов при включении в паралл
Синхронизация генераторов при включении на параллельную работу
Синхронизация генератора к шинам может быть выполнена одним из следующих методов (по возрастанию сложности реализации):
Синхронизация генератора к шинам может быть выполнена одним из следующих методов (по возрастанию сложности реализации):
- самосинхронизация
- грубая синхронизация
- точная динамическая синхронизация
- точная статическая синхронизация
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 10271
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Благодарил (а): 144 раза
- Поблагодарили: 179 раз
- Контактная информация:
3. Параллельная работа генераторов с разнотипной автоматикой
Вопрос: Можно ли включить на параллельную работу генераторы с автоматикой разных брендов?
Ответ: Нужно смотреть внимательнее, что именно за контроллеры на одной и на другой машине. И еще важно, работа идет параллельно с сетью или нет.
В общем случае - такие варианты:
Ответ: Нужно смотреть внимательнее, что именно за контроллеры на одной и на другой машине. И еще важно, работа идет параллельно с сетью или нет.
В общем случае - такие варианты:
- Если работа автономная (без сети), то на обоих агрегатах настроить одинаковый статизм, но это потребует постоянного присутствия вахты - следить за распределением мощности и периодически подправлять вручную. Чем больше генераторов - тем это труднее (следить и подправлять),
- Если работа автономная (без сети), то активную мощность можно поделить по аналоговой линии. Например, у контроллеров DEIF должен быть такой выход (опция G3 в контроллере AGC 3/4 или блок IOM-230 к контроллеру AGC-2xx, если опции G3 нет то её можно открыть), а например у контроллеров CoMAP надо поставить их родной конвертер "NT-Converter". Эти блоки связать между собой аналоговой линией и во всех включить деление активной мощностью по аналоговой линии. Так Вы поделите активную мощность. Реактивную мощность делить только на статизмах (если нет каких-то экзотических нелинейных потребителей то нормально будет делиться). Само собой, установленные сейчас контроллеры должны уметь управлять частотой.
- Если параллельная работа с сетью, но никакой power management не нужен, то можно все агрегаты включить в режим фиксированной мощности. Проблема только в том что уставки этой фиксированной мощности нужно задавать каждой машине вручную и следить за ними чтобы не допустить экспорта. Чем больше генераторов - тем сложнее.
- Если параллельная работа с сетью и/или Вам нужен ещё и power management (автоматический пуск/стоп резерва, чередование по моторесурсу и т.д.) то вариант только один - везде нужны контроллеры одного бренда. Соотв-но потребуется менять всю автоматику на какой-то один бренд. Нередко контроллеры одного бренда устанавливаются не вместо, а поверх другого уже установленного - чтобы не нарушать технологию машины или чтобы не слетала гарантия. Если работа с сетью то понадобится ещё и какой-то сетевой контроллер, так что дооборудование неизбежно.
- Если один из генераторов - Cummins - то тут всё может быть очень плохо вплоть до отказа это этой затеи (автоматика Cummins как правило недружелюбна по отношению к автоматике других брендов).
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 10271
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Благодарил (а): 144 раза
- Поблагодарили: 179 раз
- Контактная информация:
4. Параллельная работа генераторов разного типа и мощности
Вопрос: Можно ли включить на параллельную работу генераторы разного типа и(или) мощности?
Ответ: В общем случае - да, можно, если будет решен вопрос совместного управления ими (см.предыдущий ответ). Однако, могут возникнуть проблемы, связанные с разной конструкцией (или просто различного качества намотки) обмоток разнотипных генераторов. Было несколько случаев когда в 4-проводной сети при вводе генераторов в параллель наблюдался очень большой ток нейтрали даже при нулевой нагрузке. Анализ показал что этот ток вызван различным шагом обмоток генераторов и худшим качеством "железа" в одном из генераторов (его напряжение было неидеально по форме синусоиды). Ток нейтрали превышал номинальный, оба генератора перегревались. При этом друг без друга они прекрасно работали, в том числе и в параллель со своими однотипными собратьями. Это редкий случай "несовместимости" генераторов, однако пару раз он всё-таки встретился.
Ответ: В общем случае - да, можно, если будет решен вопрос совместного управления ими (см.предыдущий ответ). Однако, могут возникнуть проблемы, связанные с разной конструкцией (или просто различного качества намотки) обмоток разнотипных генераторов. Было несколько случаев когда в 4-проводной сети при вводе генераторов в параллель наблюдался очень большой ток нейтрали даже при нулевой нагрузке. Анализ показал что этот ток вызван различным шагом обмоток генераторов и худшим качеством "железа" в одном из генераторов (его напряжение было неидеально по форме синусоиды). Ток нейтрали превышал номинальный, оба генератора перегревались. При этом друг без друга они прекрасно работали, в том числе и в параллель со своими однотипными собратьями. Это редкий случай "несовместимости" генераторов, однако пару раз он всё-таки встретился.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 10271
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Благодарил (а): 144 раза
- Поблагодарили: 179 раз
- Контактная информация:
5. Включение генератора на шины через повышающий трансформатор
Включение генератора на шины через повышающий или понижающий трансформатор - вполне возможно. Это реализовано например в средствах автоматики ф.DEIF и описано здесь.
-
- администратор
- Сообщения: 10271
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Благодарил (а): 144 раза
- Поблагодарили: 179 раз
- Контактная информация:
6. Защита от перегрузки системы возбуждения генератора
Вопрос: Из-за низкого коэффициента мощности выходит из строя система возбуждения генератора (сгорает регулятор). Как защититься от этого?
Ответ:
На ток возбуждения напрямую влияет величина реактивной мощности, следовательно, при номинальной мощности генератора 1000 кВт (величина взята для примера) и при номинальном коэф.мощности 0,8 (величина должна быть взята с заводской шильды генератора, пока предполагаю что она равна 0,8), номинальная реактивная мощность генератора составляет 1000 кВт / 0,8 * 0,6 = 750 кВАр - это величина реактивной мощности, на компенсацию которой рассчитан и сам генератор и его регулятор напряжения в длительном режиме. Например, в контроллерах AGC ф.DEIF в стандартной комплектации отсутствует в явном виде защита по уровню cos(Ф), но имеется защита от перегрузки реактивной мощностью (защита от перевозбуждения) - это параметр 1530. Можно использовать её (включить), задав там такую уставку, больше которой ток возбуждения уже превысит номинальный. В этом параметре уставка задаётся в процентах от номинальной АКТИВНОЙ мощности, но с размерностью кВАр. То есть чтобы задать уставку 750 кВАр при номинальной мощности генератора 1000 кВт нужно задать в параметре 1530 значение 75%.
Контроллеры и средства измерения измеряют два параметра:
Ответ:
На ток возбуждения напрямую влияет величина реактивной мощности, следовательно, при номинальной мощности генератора 1000 кВт (величина взята для примера) и при номинальном коэф.мощности 0,8 (величина должна быть взята с заводской шильды генератора, пока предполагаю что она равна 0,8), номинальная реактивная мощность генератора составляет 1000 кВт / 0,8 * 0,6 = 750 кВАр - это величина реактивной мощности, на компенсацию которой рассчитан и сам генератор и его регулятор напряжения в длительном режиме. Например, в контроллерах AGC ф.DEIF в стандартной комплектации отсутствует в явном виде защита по уровню cos(Ф), но имеется защита от перегрузки реактивной мощностью (защита от перевозбуждения) - это параметр 1530. Можно использовать её (включить), задав там такую уставку, больше которой ток возбуждения уже превысит номинальный. В этом параметре уставка задаётся в процентах от номинальной АКТИВНОЙ мощности, но с размерностью кВАр. То есть чтобы задать уставку 750 кВАр при номинальной мощности генератора 1000 кВт нужно задать в параметре 1530 значение 75%.
Контроллеры и средства измерения измеряют два параметра:
- cos(Ф) - это коэффициент мощности, измеренный по первой гармонике;
- Power Factor (PF) - это коэффициент мощности с учётом всех гармоник.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 10271
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Благодарил (а): 144 раза
- Поблагодарили: 179 раз
- Контактная информация:
7. Можно ли отключать аккумуляторы от работающего генератора?
- Можно ли посмотреть на солнце в телескоп?
- Да, можно, но только два раза в жизни: один раз правым глазом и второй раз левым.
Весьма распространённый (но малоизвестный по понятным причинам) случай - когда в энергоцентр или к генератору приносят заряженный аккумулятор, ставят на агрегат, запускают агрегат, потом с работающей машины аккумулятор отключают и несут запускать следующий генератор. То есть агрегаты "прикуривают" один за другим. Так вот в момент отключения аккумулятора навешенный зарядный генератор (если он есть) создаёт импульс напряжения от 40 до 180...220 вольт (при номинальном 12 или 24 вольта) - наша головная фирма специально это изучала и присылала отчёт с осциллограммами. Импульс очень быстрый - единицы миллисекунд, обычным прибором и не заметишь. Но эта дрянь раз за разом "поджаривает" всю электронику, которая подключена в ту же цепь питания, а при удачном стечении обстоятельств импульс способен выжечь всю эту электронику разом, случаи такие были. То же самое происходит в автомобилях, любой автодилер Вам скажет что нельзя снимать батарею с работающего двигателя. Жигулям и советским тракторам это не страшно потому что там попросту нет такой электроники, а лампочки этот импульс "съедают" - вот и вошло в привычку у ряда "специалистов" делать так со всеми агрегатами, включая электронные.
И вот, приходят механики и говорят: "мы включили - а оно не работает", и десять инженеров месяцами пытаются найти "хитрый глюк", который запросто устроил один криворукий механик. Стоимость ремонта агрегата прямо пропорциональна стоимости сожженного контроллера плюс восстановление настроек, что тоже бывает непросто и недёшево.
Так что можно ли это делать - да, можно, если Вы готовы потом заняться нетривиальным и зачастую дорогостоящим ремонтом автоматики этого генератора. Как правило, сгорает тот контроллер, в котором встроена защита, и как А.Матросов он спасает контроллер в двигателе (если двигатель цифровой), а стоимость контроллера двигателя и процедура его замены - это операция куда как дороже и "интереснее" чем замена контроллера электростанции.
- Да, можно, но только два раза в жизни: один раз правым глазом и второй раз левым.
Весьма распространённый (но малоизвестный по понятным причинам) случай - когда в энергоцентр или к генератору приносят заряженный аккумулятор, ставят на агрегат, запускают агрегат, потом с работающей машины аккумулятор отключают и несут запускать следующий генератор. То есть агрегаты "прикуривают" один за другим. Так вот в момент отключения аккумулятора навешенный зарядный генератор (если он есть) создаёт импульс напряжения от 40 до 180...220 вольт (при номинальном 12 или 24 вольта) - наша головная фирма специально это изучала и присылала отчёт с осциллограммами. Импульс очень быстрый - единицы миллисекунд, обычным прибором и не заметишь. Но эта дрянь раз за разом "поджаривает" всю электронику, которая подключена в ту же цепь питания, а при удачном стечении обстоятельств импульс способен выжечь всю эту электронику разом, случаи такие были. То же самое происходит в автомобилях, любой автодилер Вам скажет что нельзя снимать батарею с работающего двигателя. Жигулям и советским тракторам это не страшно потому что там попросту нет такой электроники, а лампочки этот импульс "съедают" - вот и вошло в привычку у ряда "специалистов" делать так со всеми агрегатами, включая электронные.
И вот, приходят механики и говорят: "мы включили - а оно не работает", и десять инженеров месяцами пытаются найти "хитрый глюк", который запросто устроил один криворукий механик. Стоимость ремонта агрегата прямо пропорциональна стоимости сожженного контроллера плюс восстановление настроек, что тоже бывает непросто и недёшево.
Так что можно ли это делать - да, можно, если Вы готовы потом заняться нетривиальным и зачастую дорогостоящим ремонтом автоматики этого генератора. Как правило, сгорает тот контроллер, в котором встроена защита, и как А.Матросов он спасает контроллер в двигателе (если двигатель цифровой), а стоимость контроллера двигателя и процедура его замены - это операция куда как дороже и "интереснее" чем замена контроллера электростанции.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 10271
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Благодарил (а): 144 раза
- Поблагодарили: 179 раз
- Контактная информация:
8. Какие ещё причины, кроме описанной в п.7, выводят из строя электронику?
Одна из возможных причин - некачественные (но необязательно при этом дешёвые) зарядные и прочие блоки питания. При включении питания (или при отключении нагрузки) они тоже могут выдавать кратковременные импульсы высокого напряжения.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.