Профиль должен быть заполнен на русском языке кириллицей. Заполнение профиля заведомо ложными или некорректными данными - причина возможного отказа в регистрации на форуме.

Нормативные требования к морскому оборудованию

Модератор: специалисты по электротехнике

Полезен ли этот материал?

да
9
100%
нет
0
Голосов нет
 
Всего голосов: 9

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7900
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 65 раз
Контактная информация:

Нормативные требования к морскому оборудованию

Сообщение TEB » 03 фев 2015, 15:03


Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7900
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 65 раз
Контактная информация:

1. Где взять полный текст Правил Российского Морского Регист

Сообщение TEB » 03 фев 2015, 15:06

Российский Морской Регистр: - на сайте Российского Морского Регистра Правила и другие документы свободно доступны - http://www.rs-class.org/ru/register/pub ... TION_ID=93
Российский Речной Регистр: в свободном доступе Правил нет, их необходимо купить в представительстве Речного Регистра.

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7900
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 65 раз
Контактная информация:

2. Где можно найти сертификаты DNV на оборудование?

Сообщение TEB » 03 фев 2015, 15:10

На сайте регистра Det Norske Veritas (DNV) есть перечень одобренного им оборудования и тексты сертификатов - https://exchange.dnv.com/DNVX/ApprovedP ... urers.html

Обращаем внимание на то, что перечень этот неполный, сертификаты также можно запросить у поставщиков оборудования.

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7900
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 65 раз
Контактная информация:

3. Каковы требования правил РМРС к автоматике генераторов?

Сообщение TEB » 03 фев 2015, 15:54

На вспомогательные генераторы в Морском Регистре РФ распространяются требования нескольких разделов. В частности, вот некоторые из них:

[spoiler=Часть IX - Механизмы.]Часть IX - Механизмы

2.11 Управление, защита, регулирование

Код: Выделить всё

2.11.6 В дополнение к регулятору частоты вращения каждый приводной двигатель, указанный в 2.11.3, мощностью 220 кВт и более должен иметь отдельный предельный выключатель, отрегулированный таким образом, чтобы частота вращения двигателя не могла превысить расчетную более чем на 15%.

Комментарий: для агрегатов мощностью менее 220 кВт отдельного устройства аварийного останова не требуется

Код: Выделить всё

2.11.7 Предельный выключатель, указанный в 2.11.2 и 2.11.6, включая его приводной механизм и исполнительный орган аварийной остановки, должен быть независимым от регулятора частоты вращения.


Код: Выделить всё

2.11.8 Электрические (электронные) регуляторы частоты вращения в дополнение к требованиям настоящей главы должны также отвечать требованиям 2.1 части XV «Автоматизация». Если электрические (электронные) регуляторы частоты вращения являются частью ДАУ они должны отвечать требованиям 3.1.8 и 3.1.10 части VII «Механические установки», а также 2.3 части XV «Автоматизация».
Электрические (электронные) регуляторы должны быть одобренного типа и испытаны в соответствии с 12.3.1 части IV «Техническое наблюдение за изготовлением изделий» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

Комментарий: устройства аварийной остановки не обязаны быть одобренного типа. Применять можно любое устройство, удовлетворяющее требованиям РМРС.

Код: Выделить всё

2.11.9 Система защиты главных и вспомогательных (см. 1.1.1.5) двигателей, помимо предельного выключателя, должна обеспечивать полное прекращение подачи топлива при падении давления смазочного масла в системе ниже допустимого.

Комментарий: при аварийном останове по низкому давлению масла, обязан закрываться главный топливный клапан. При аварийном останове по высоким оборотам главный топливный клапан перекрывать не обязательно (обязательно это делать только если нет другого стоп-устройства, например воздушной захлопки и второго топливного клапана).

2.12 КИП и сигнализация

Код: Выделить всё

2.12.1 Главные и вспомогательные двигатели должны быть оборудованы приборами для измерения:
.1 давления масла перед двигателем и на распределительный вал (при автономных системах смазки);
.2 давления (или потока) пресной воды в системе охлаждения двигателя;
.3 давления пускового воздуха перед главным пусковым клапаном или пусковым устройством;

Комментарий: эти приборы должны быть размещены на местном посту управления или вблизи него, например манометр пускового воздуха может быть размещён прямо перед пусковым клапаном на двигателе, а не на щите с автоматикой ДГ, если этот манометр будет доступен персоналу от щита с автоматикой ДГ.

Код: Выделить всё

2.12.2 Каждый приводной двигатель мощностью более 37 кВт должен быть оборудован средствами предупредительной звуковой и световой сигнализации, подающей сигналы при снижении давления масла в системе циркуляционной смазки ниже допустимого предела и сигнализацией, об утечке в топливных трубках высокого давления дизелей (см.2.6.3).

Комментарий: двигатели мощностью менее 37 кВт этими сигналами и датчиками оборудоваться не обязаны.

Код: Выделить всё

2.12.4 Местные посты управления вспомогательных двигателей (см. 1.1.1.5) должны быть оборудованы приборами в соответствии с 2.12.1.1 — 2.12.1.3, а также прибором для измерения частоты вращения коленчатого вала.

Комментарий: на местном посту управления САУ ДГ или в непосредственной близости от него должны быть размещены приборы, перечисленные в п.п.2.12.1.1 – 2.12.1.3 и тахометр. Также см.комментарий к п.2.12.1[/spoiler]

[spoiler=часть XI - Электрическое оборудование]

Код: Выделить всё

4.6.4.15 Ручные приводы регуляторов напря­жения, установленных на главном или аварийном распределительном щите, должны располагаться вблизи измерительных приборов, относящихся к соответствующим генераторам.

Комментарий: Этот пункт не требует обязательно ставить орган регулирования (как правило, потенциометр) напряжения генератора на ГРЩ (АРЩ). Этот пункт требует, если такой орган управления размещается в ГРЩ, размещать его близко к приборам. Т.е. если такой потенциометр есть, то его нельзя прятать внутрь ГРЩ, в противном случае в ГРЩ такого органа управления быть просто не должно.[/spoiler]

[spoiler=Часть XV - Автоматизация]Часть XV - Автоматизация

1 Общие положения

1.3 Объём освидетельствования

Код: Выделить всё

1.3.2 Освидетельствованию при изготовлении и на судне подлежат элементы, устройства и системы автоматизации:
...
.2 электростанций;
.3 вспомогательных механизмов;
...

Комментарий: Вспомогательные генераторы, включая их автоматику, должны проходить освидетельствование как во время (или сразу после) изготовления на заводе изготовителе, включая выезд инспектора Морского Регистра РФ на завод-изготовитель, так и на судне в процессе (или после) монтажа генератора на борту.

1.4. Техническая документация

Код: Выделить всё

1.4.1 Для указанного в 1.3.2 оборудования автоматизации техническая документация, в зависимости от объекта освидетельствования, должна быть представлена Регистру в следующем объёме:
.1 функциональное описание с указанием технических параметров и условий эксплуатации;
.2 блок-схема системы управления;
.3 функциональная схема процесса с указанием всех контролирующих и управляющих устройств;
.4 чертеж общего вида (расположения основных компонентов);
.5 описание операторских станций (интерфейса пользователя), включающее чертеж общего вида, списки всех сигналов, функций клавиатуры и экрана;
.6 описание источников питания и схемы их подключения;
.7 схема прокладки кабелей системы;
.8 список применяемых элементов с указанием технических параметров;
.9 описание программного обеспечения и перечень его испытаний у разработчика;
.10 типовые схемы цепей входа/выхода;
.11 описание поведения при неисправностях;
.12 программа испытаний;
.13 руководство по эксплуатации;
.14 руководство по монтажу и обслуживанию.

Комментарий: вся эта документация должна быть представлена Регистру в отдельном виде или в составе других комплектов документов (например в составе документации на ГРЩ если речь идёт об автоматике ГРЩ)

Код: Выделить всё

1.4.2 До начала постройки судна на рассмотрение Регистру должна быть представлена техническая документация в объеме, указанном в 3.2.9 части I «Классификация».

Комментарий: эта документация - то есть документация в объёме освидетельствования до начала постройки судна - предоставляется Регистру фирмой, выполняющей классификационный (технический) проект судна, поэтому поставщики ГРЩ, ДГ и прочего могут и должны запросить эту документацию у этой фирмы. Эта документация для них является исходными данными.

2 КОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ, ИХ ЭЛЕМЕНТОВ И УСТРОЙСТВ

2.3 СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Код: Выделить всё

2.3.4 Механизмы и установки, для которых предусмотрен автоматический или дистанционный пуск, на местных постах управления должны иметь средства для отключения автоматического или дистанционного управления. В случае неисправности автоматического или дистанционного управления должна сохраняться возможность местного управления.

Комментарий: на местном посту управления обязан быть переключатель режима и поста управления.

Код: Выделить всё

2.3.5 Переключение режимов работы с местного управления на автоматическое или дистанционное должно быть возможно только на местных постах управления. переключение с дистанционного управления на автоматическое допускается производить на постах дистанционного управления.

Комментарий: нельзя с дистанционного поста переключить пост управления с местного на любой другой, и с любого другого на местный. Возможность это сделать должна быть предусмотрена только на местном посту управления. По сравнению с другими переключателями режимов и постов, переключатель на местном посту управления должен иметь наивысший приоритет.

Код: Выделить всё

2.3.6 При нарушении заданной последовательности операций система автоматизированного управления должна прекратить выполнение программы и привести механизмы в безопасное состояние с обязательной подачей аварийно-предупредительного сигнала в пост управления, где предусмотрена постоянная вахта.

Комментарий: при нарушении последовательности операций, сигнал АПС об этом обязательно должен быть не на местном посту, а там где постоянно есть вахта (находится персонал). Однако, удобно чтобы этот сигнал был и на местном посту, поэтому его предусматривают и на местном посту тоже, но это не обязательно. Комментарий может быть актуален для судов без непрерывной вахты в машинном отделении.

2.4 СИСТЕМЫ АВАРИЙНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЗАЩИТЫ, ИНДИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ

Код: Выделить всё

2.4.1.1 Система аварийно-предупредительной сигнализации должна быть независима от систем управления и защитных устройств, т.е. неисправности и повреждения последних не должны оказывать влияния на работу АПС.
Возможность частичного объединения этих систем является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

Комментарий: Объединять эти системы в общем случае нельзя, но, как говорится, если очень хочется, то можно поговорить об этом с Регистром, о чём свидетельствует последняя фраза этого пункта.

Код: Выделить всё

2.4.1.2 Должен быть предусмотрен самоконтроль АПС: по крайней мере, при таких повреждениях, как короткое замыкание, обрыв цепи и замыкание на корпус,  а также при исчезновении питания должен подаваться сигнал АПС.

Комментарий: все устройства защиты, включая реле защиты серии Uni-Line, должны иметь самоконтроль. Выход «статус» в реле серии Uni-Line имеется и его обязательно необходимо использовать. А если такого выхода нет или нет желания его использовать, то необходимо ставить например реле контроля напряжения по питанию. Применение для этой функции контактов типа NE недопустимо для выходов, действующих на отключение, т.к. неисправность устройства защиты приведёт к отключению всего механизма, что противоречит п.2.4.2 Правил. Однако, применять такой контакт для сигналов, действующих только на сигнализацию, как видно, не запрещается.
Комментарий: контроль целостности цепей датчиков должен быть реализован везде где только это технически возможно.

Код: Выделить всё

2.4.1.3
...
Если вместо индивидуальных световых сигнализаторов применяются общие мониторы, их должно быть не менее двух.

Комментарий: применять можно либо сигнальные лампы и табло на их основе, либо дублированный дисплей! Однако, не оговорено где должен находиться дублирующий дисплей, в качестве дублирующего дисплея можно рассматривать, например, дистанционный дисплей или пост дистанционного управления с таким дисплеем. Ввиду отсутствия чёткого определения "дисплей", дополнительная панель оператора АОР-1/2 может рассматриваться как набор отдельных сигнализаторов, т.е. табло на базе отдельных световых индикаторов, и у производителя она названа не дисплеем а панелью оператора – в этом случае панель AOP можно применять неограниченно для функции АПС, не забыв настроить кнопку проверки ламп.

Код: Выделить всё

2.4.1.10 Система АПС должна быть выполнена так, чтобы можно было производить проверку её функций во время нормальной работы механизмов.

Комментарий: под проверкой сигнализации можно понимать и простое перемыкание перемычками выходных клемм устройств, действующих на сигнал. Во всяком случае требований по средствам проверки в Правилах Регистра нет. Конечно удобнее иметь кнопку «проверка» и к этому нужностремиться, но не для всех сигналов это технически возможно. При этом в процессе проверки должна срабатывать система АПС по сигналам, для которых выполняется проверка, но механизм во время такой проверки должен продолжать работать.

Код: Выделить всё

2.4.1.11 Независимо от объема автоматизации установок, а также порядка контроля их работы, система АПС должна подавать сигнал:
.1 при достижении контролируемыми параметрами предельных значений;
.2 при срабатывании систем защиты;
.3 при отсутствии энергии для питания отдельных систем автоматизации или о включении аварийных источников энергии;
.4 при изменении других параметров или состояний, сигнализация о которых предписывается требованиями настоящей части Правил.
Сигнализация о неисправности механизмов должна быть предусмотрена на постах дистанционного управления этими механизмами.

Комментарий: это требование пересекается с требованием п.2.4.1.2 – см.примечание там.

2.4.2 Системы защиты.

Код: Выделить всё

2.4.2.2 Системы  защиты, работающие на остановку оборудования, должны быть независимыми от систем управления и систем АПС, включая датчики, таким образом, чтобы неисправности и повреждения этих систем, включая системы их питания, не оказывали влияния на работу систем защиты.
Предусматриваемые устройства отключения защиты должны исключать их непреднамеренное приведение в действие. На пультах управления механизмами должен быть предусмотрен световой сигнал о том, что устройство отключения защиты приведено в действие.

Комментарий:
1. Контролер управления ДГ не может выполнять функцию аварийного останова. Это должно быть отдельное устройство.
2. На всех кнопках, действующих на защитное/аварийное отключение, а также на кнопках проверки, должны быть средства защиты от случайного нажатия и(или) крупные предупреждающие таблички (таблички также являются таким средством). При отсутствии других средств защиты от случайных нажатий, информационные таблички обязательны. В своё время регистр DNV заставил во исполнение аналогичного требования наклеить на ГРЩ крупные жёлтые таблички с текстовыми предупреждениями.


Код: Выделить всё

2.4.2.3 Должны быть приняты меры для самоконтроля систем защиты: по крайней мере, при таких повреждениях, как короткое замыкание, обрыв цепи и замыкание на корпус, должен подаваться сигнал АПС.

Комментарий: См.комментарий к 2.4.1.2.

Код: Выделить всё

2.4.2.5 После остановки оборудования системой защиты, оно не должно запускаться автоматически при устранении аварийного состояния.


3 ПИТАНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ

3.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Код: Выделить всё

3.1.1 Системы автоматизации должны получать питание как от основного, так и от аварийного источников энергии, если сами автоматизированные установки получают питание от указанных источников энергии.

Комментарий: Поскольку ГРЩ получает питание только от основных источников энергии, прямого требования резервировать питание автоматики ГРЩ нет. Однако, питание автоматики ГРЩ должно быть резервировано, поскольку автоматика ГРЩ должна работать и при обесточенном ГРЩ (одна из функций автоматики ГРЩ - вывод ГРЩ из состояния обесточивания). Вывод: резервный источник питания должен быть, но в качестве резервного источника может быть всё что угодно, лишь бы оно обеспечило питание в течение заданного времени (нормативы по времени автономной работы систем приведены в других разделах Правил). Нет необходимости тянуть фидер аварийного питания именно с АРЩ постоянного тока – питание можно взять от любого источника, обеспечивающего непрерывность питания во всех режимах, или предусмотреть собственный ИБП (см.требования к размещению аккумуляторных батарей в Правилах).[/spoiler]
Последний раз редактировалось TEB 19 май 2015, 15:03, всего редактировалось 2 раза.
Причина: Добавлен комментарий по поводу устройство аварийного останова

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7900
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 65 раз
Контактная информация:

4. В каких случаях требуется индивидуальный сертификат РМРС?

Сообщение TEB » 04 фев 2015, 14:31

Индивидуальный (поставочный) сертификат РМРС прилагается к каждому образцу оборудования и привязывается к его серийному (заводскому) номеру. Этот сертификат выдаётся Морским Регистром по заявке поставщика оборудования, следовательно чтобы этот сертификат получить, необходимо это оговорить при заказе оборудования у поставщика. Объём освидетельствования зависит от вида оборудования и, следовательно, имеет разную стоимость. Например, поставочный сертификат на систему управления электростанцией просто добавляет к стоимости системы 5-10%, а поставочный сертификат на дизель-генератор требует личного выезда инспектора Регистра на производство, соответственно в стоимость сертификата входит само освидетельствование плюс командировочные расходы инспектора.

Индивидуальный (поставочный) сертификат подтверждает, что оборудование прошло освидетельствование РМРС при изготовлении. Перечень электрооборудования, для которого такое освидетельствование обязательно, приведён в Правилах. А также, необходимость такого освидетельствования обязательно отражена в типовом сертификате РМРС на электрооборудование, фразой:

Код: Выделить всё

Вид документа, выдаваемого на изделие:
Изделия поставляются со Свидетельством Регистра ф.6.5.30/6.5.31

Формы ф.6.5.30/6.5.31 - это и есть индивидуальный поставочный сертификат. Таким образом, если в типовом сертификате такой формулировки нет, то и поставочный сертификат на это оборудование не требуется.

Но следует быть внимательным со средствами автоматизации, например с PLC или с любыми устройствами, содержащими в себе некое программное обеспечение, даже если оно недоступно для пользователя. Типовой сертификат на такое оборудование выдаётся только на аппаратную часть, и это отмечено в Сертификате. Поставочного сертификата на такое оборудование, как правило, не требуется. Однако программное обеспечение в этом случае также требует сертификации, и эта сертификация индивидуальна для каждого заказа.

[spoiler=объём освидетельствования электрооборудования при изготовлении]

Код: Выделить всё

ЧАСТЬ XI . ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.3 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.3 Освидетельствование электрического оборудования при изготовлении.

1.3.3.1 Освидетельствованию при изготовлении подлежат следующие виды электрического оборудования, предназначенного для установок и систем,
перечисленных в 1.3.2:
.1 электрические агрегаты;
.2 электрические машины;
.3 трансформаторы;
.4 распределительные щиты;
.5 пульты управления и контроля;
.6 электрические муфты и тормоза;
.7 пусковая, защитная, регулировочная и коммутационная аппаратура;
.8 аппараты и устройства внутренней связи и сигнализации;
.9 силовые статические преобразователи, полупроводниковые установки;
.10 подогреватели топлива и масла;
.11 аккумуляторы;
.12 кабели и провода;
.13 стационарные электрические измерительные приборы;
.14 электрические приборы и устройства для измерения неэлектрических величин;
.15 нагревательные и отопительные приборы;
.16 установочная арматура;
.17 стационарные светильники;
.18 приборы управления и контроля;
.19 другие, не перечисленные выше виды электрического оборудования, — по требованию Регистра.

13.3.2 Электрическое оборудование взрывозащищенного исполнения должно подвергаться освидетель­ствованию в отношении его взрьтозащищенности со стороны компетентной организации, документы которой признаются Регистром, независимо от того, подвер­гается или нет данное оборудование освидетельство­ванию, вытекающему из требований 1.3.3.1.

13.3.3 Объем испытаний электрического оборудования после изготовления и требования по испытаниям изложены в Правилах технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.
[/spoiler]

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7900
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 65 раз
Контактная информация:

5. Как выбрать диапазон электроизмерительных приборов?

Сообщение TEB » 18 май 2015, 14:41

Морской Регистр РФ, как и любой другой Регистр, требует обеспечить определённый "запас" для всех измерительных приборов. В частности, в Морском Регистре это оговорено в п.4.6.4.8 части XI "Электрооборудование".

Код: Выделить всё

4.6.4.8. Измерительные приборы должны иметь шкалы с запасом по делениям, превышающие номинальные значения измеряемых величин.
[spoiler=А именно]

Код: Выделить всё

Следует применять измерительные приборы с пределами шкал, не менее следующих:
.1 вольтметры — 120 % номинального напряжения;
.2 амперметры для генераторов, не работающих параллельно, и потребителей — 130 % номиналь­ного тока;
.3 амперметры для генераторов, работающих параллельно, — предел шкалы тока нагрузки 130 % номинального тока и предел шкалы обратного тока 15 % номинального тока (последнее только для генераторов постоянного тока);
.4 ваттметры для генераторов, не работающих параллельно, — 130 % номинальной мощности;
.5 ваттметры для генераторов, работающих параллельно, — предел шкалы мощности нагрузки 130 % и предел шкалы обратной мощности 15 %;
.6 частотомеры — + 1 0 % номинальной частоты.
[/spoiler]
На этом часто "засыпаются" вновь приходящие на морское поприще инженеры. Дело в том что Регистр попросит поменять эти приборы, при этом частотомеры и вольтметры просто заменяются один на другие, а вот с ваттметрами и амперметрами всё сложнее - придётся менять трансформаторы тока и перезаказывать ваттметры. А для замены трансформаторов например в ГРЩ придётся разобрать шинопровод.

Кроме того, электроизмерительные приборы должны быть снабжены отметками номинальных значений. В Морском Регистре РФ это звучит так:

Код: Выделить всё

4.6.4.9 Номинальные напряжения, токи и мощности цепей гребной электрической установки и генераторов должны быть отмечены на шкалах измерительных приборов ясно видимыми отметками.

Обращаю внимание на то, что речь идет об электроизмерительных приборах только генераторов и гребной электрической установки, а не вообще обо всех приборах на судне. Инспектора Морского Регистра очень любят требовать красные или зелёные риски на шкалах всех приборов без разбора - это требование можно парировать. Ни на каких частотомерах отметки вообще не требуются. Кроме того, цвет отметок и способ нанесения также не регламентируется. То есть, Вы вправе просто снять шкалу с прибора, маркером нарисовать риску и установить шкалу обратно - это займёт минуты две. Если прибор стандартный (не спец.степени защиты и со съёмной шкалой) то его не придётся перезаказывать.

В Правилах других Регистров требования могут быть другие.
Последний раз редактировалось TEB 19 май 2015, 10:12, всего редактировалось 6 раз.
Причина: Добавлена информация об отметках

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7900
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 65 раз
Контактная информация:

6. Требования к качеству регулирования судовых генераторов

Сообщение TEB » 18 май 2015, 17:16

Требования к качеству поддержания генераторами параметров электроэнергии приведены в п. 2.1.13 Части IX "Механизмы". В частности:

Код: Выделить всё

2.11.3 Каждый двигатель, приводящий в действие генератор, должен иметь регулятор частоты враще­ния, характеристики которого должны отвечать следующим требованиям:
.1 при сбросе или набросе максимальной ступени нагрузки генератора (см. рис. 2.11.3.2) изменение частоты в сети не должно превышать 10 % расчетной (номинальной). См. также 2.1.3.1 части X I «Электри­ческое оборудование»;
.2 при мгновенном набросе нагрузки от нулевой до 50 % расчетной нагрузки генератора, а также при последующем (после достижения установившейся частоты вращения) набросе оставшихся 50 % наг­рузки генератора кратковременное изменение частоты вращения двигателя не должно превышать 10 % расчетной частоты вращения.

Отметим особо, что в общем случае генератор должен быть способен принять 100% номинальной мощности за одну ступень. Отклонение от этого требование должно быть отдельно рассмотрено Регистром и одобрено для каждого проекта.

Код: Выделить всё

.3 при параллельной работе генераторов пере­менного тока в диапазоне от 20 до 100 % общей нагрузки распределение ее на каждый генератор должно происходить пропорционально их мощности и не должно отличаться более чем на 15 % от расчетной нагрузки большего из генераторов или на 25 % от расчетной нагрузки рассматриваемого генератора в зависимости от того, что меньше;
.4 при любых нагрузках от нулевой до 100 % рас­четной нагрузки генератора установившаяся частота вращения двигателя не должна превышать расчетную более чем на 5 %;
.5 установившаяся частота в сети при сбросах и набросах нагрузки генератора, указанных в 2.11.3.1 и 2.11.3.2, должна достигаться не более чем за 5 с;
.6 установившаяся частота вращения не должна колебаться более чем на + 1 % частоты вращения, соответствующей конкретной установившейся нагрузке генератора;

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7900
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 65 раз
Контактная информация:

7. Особые требования к судовой автоматике в целом

Сообщение TEB » 18 май 2015, 17:45

Да, требования к судовой автоматике отличаются от общепринятых "береговых" норм. В частности, следует обратить внимание на раздел 7 части XV "Автоматизация". Для оценки таких требований можно обратить внимание на главу 7.6 "Требования к конфигурации систем". При этом следует понимать что под "компьютерной" системой понимается абсолютно любое электронное устройство логического управления. Определение этого термина также дано.

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7900
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 65 раз
Контактная информация:

8. Можно ли применить цифровые измерительные приборы на ГРЩ

Сообщение TEB » 29 июл 2015, 18:06

Требования по измерительным приборам - это п.4.6.4 части XI "Электрооборудование" Правил Морского Регистра РФ. Там в частности говорится что:

Код: Выделить всё

Для каждого генератора переменного тока должны быть установлены на главном распреде­лительном щите и для аварийного генератора — на
аварийном распределительном щите следующие измерительные приборы:
.1 амперметр с переключателем для измерения тока в каждой фазе;
.2 вольтметр с переключателем для измерения фазных или линейных напряжений;
.3 частотомер (допускается применение одного сдвоенного частотомера для генераторов, работающих параллельно, с переключателем на каждый генератор);
.4 ваттметр (для мощности свыше 50 кВА);
.5 другие необходимые приборы.

Явно сказано: амперметр, вольтметр, ваттметр, частотомер. Т.е. комбинированный прибор формально применять нельзя, это должны быть 4 отдельных прибора. С переключателями. Тип приборов и переключателей не указан, то есть формально они могут быть и стрелочными и цифровыми, однако исходя из правил хорошей морской практики, ставят стрелочные - они нагляднее, понятнее, и эргономически с них показания читаются быстрее. На судне не нужно знать точное напряжение или ток до десятых долей - на судне нужно быстро оценивать отношение, насколько например ток меньше номинала, насколько частота провалилась и т.п. - по положению стрелки это очень быстро оценивается, причём издалека (не подходя к ГРЩ, а только спустившись по трапу в МО например). Чтобы то же самое оценить с цифрового прибора - к нему надо подойти вплотную, увидеть нужную цифру и в голове сообразить, насколько это больше или меньше, а в критической ситуации соображать, а иногда и подходить, будет некогда. Явного такого требования в Регистре нет, но все делают именно так ибо это исторически так сложилось. И я советую так и делать, это правильно. Судовые электромеханики за эконостас цифровых приборов проектировщика будут готовы... сильно побить.

Если бы речь шла о мостике - там ещё можно варьировать и выбирать варианты, там можно поставить панельный ПК (одобренного типа) и организовать компьютерную систему, там уже будут действовать правила эргономики компьютерных интерфейсов. Но даже в таких случаях на панелях нередко рисуют обычные шкалы, потому что судовождение - процесс довольно сложный и все мозговые операции которые штурман должен производить, стремятся сводить к минимуму. Пример такого прибора на мостике:
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.


Вернуться в «Электротехника и электроэнергетика»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей