Профиль должен быть заполнен на русском языке кириллицей. Заполнение профиля заведомо ложными или некорректными данными - причина возможного отказа в регистрации на форуме.

Саяно-Шушенская

Форум для обмена печальным аварийным опытом. Обсуждаем аварии, фактические неисправности. Предельно объективно и корректно!
Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7908
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение TEB » 27 авг 2009, 19:49

Дмитрий Милосердов писал(а):Тогда у красноярцев должно быть очко на массу- плотина может в любой момент ухнуть...


Потому инфу-то и секретят. Паники боятся. До сих пор ничего вразумительного в масс-медиа не озвучили.
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.

Аватара пользователя

VADR
администратор
администратор
Сообщения: 2412
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 06:12
Ф.И.О.: Диев Александр Васильевич
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 26 раз

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение VADR » 27 авг 2009, 21:31

genelectric писал(а):Лопатки стоят перпендикулярно оси вращения ротора.

Не совсем. Лопатка сама по себе имеет форму не прямой формы. Это довольно хитрое (и требующее высокой точности в изготовлении) изделие, не зря для их изготовления существуют заводы турбинных лопаток. Лопатки не только принимают на себя энергию движущейся воды, но и направляют поток вниз.
pike писал(а):"зоны запрещенной работы"
Судя по описанию свойств этой зоны (падение КПД, повышение вибраций), похоже, что в этой зоне оборотов происходит изменение режима обтекания потока

Как я уже писал, в зоне запрещенной работы частота колебаний вибрации совпадает с собственной частотой ротора. В результате в этой зоне ротор входит в резонанс и при разгоне/торможении турбины эту зону надо пройти максимально быстро. Вибрация ротора и так превысила все допустимые нормы, представляете, что может произойти при возникновении резонанса.
Повторное использование кода не отменяет повторного использования мозга при его повторном использовании.

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение hell_boy » 27 авг 2009, 21:51

http://www.rakurs2.uspb.ru/news6054.html
Заявление для СМИ
Электронная часть регулятора частоты вращения гидротурбины (ПТК ЭГР) осуществляет сбор данных о состоянии объекта управления (гидротурбины) и формирует управляющий сигнал для гидропривода лопаток направляющего аппарата турбины. Катастрофические неисправности или неправильные действия электронной части могут вызвать движение сервомоторов с полной скоростью либо на открытие, либо на закрытие.
1. При движении сервомоторов направляющего аппарата с полной скоростью на закрытие возникает режимы экстренной остановки или аварийного сброса нагрузки, которые являются предметом тщательного исследования и анализа на этапе выбора закона движения регулирующих органов для этих случаев. При этом максимальная скорость закрытия определяется специальными устройствами, расположенными в гидравлической колонке управления и в индивидуальных сервомоторах лопаток. (см.: стр.129, том 1, «Гидроэнергетическое и вспомогательное оборудование ГЭС», ), Справочное пособие). Режим аварийного сброса нагрузки - расчет гарантий регулирования (см.: стр.125 том 1, там же) определяет максимальное число оборотов и максимальное повышение давления в спиральной камере при сбросах нагрузки. Этот режим проверяется в процессе сдаточных испытаний системы регулирования. Режим экстренной остановки при одновременном снижении нагрузки менее опасен, чем сброс ее с отключением генератора от сети, так как не сопровождается повышением частоты вращения. Итак, полное закрытие турбины с максимальной скоростью, по траектории, формируемой исполнительной гидравлической системой длится определенный отрезок времени, детально рассчитывается и не приводит к аварии агрегата.
2. При полном открытии направляющего аппарата и отключении агрегата от сети турбина разгоняется. Разгон турбины происходит не мгновенно, а определяется мощностью турбины и инерцией ротора. Эта ситуация характерна для гидравлических турбин при аварии системы регулирования, поэтому также тщательно анализируется. Обычно до момента срабатывания противоразгонной защиты со сбросом щитов проходит 5-6 секунд. А достижение угонных оборотов происходит примерно за 20 с. За то время пока падают «быстропадающие щиты» ротор должен выдержать угонные обороты(максимальные обороты при полностью открытом направляющем аппарате) без разрушения. Это качество закладывается при выборе конструкции ротора и расчетных запасов прочности.
Тренды СШБД показаний датчиков вибрации (рис.1.) говорит о том, что с момента времени 4:13:24,727 за 1-2 секунды до аварии вибрации подшипников турбины и генератора возросли более чем в 10 раз, что свидетельствует о быстром нарастании механического движении ротора в вертикальном направлении. Сигналы параметров режима сохраняли свое нормальное значение примерно в течение 1,5 с после резкого увеличения амплитуды вибраций.
Изображение
Рис.1. Изменение амплитуды колебаний опор подшипников и вала турбин до и момент аварии.
Анализ трендов сервера СШБД (см. рис. 2) показывает, что в течение одной секунды показания датчиков параметров режима турбины (в процентах от номинальных значений):
AI_Y1 - открытие направляющего аппарата;
AI_PG_R – групповое задание мощности;
XG1 - частота вращения турбины по сигналу датчика тахогенератора;
XG2 - частота вращения турбины по сигналу частоты напряжения генератора;
AI_PG – активная мощность агрегата.
отклонились от нормальных значений, соответствующих предыдущему устойчивому статическому режиму турбины, до нулевых (обрыв датчика).
Синяя вертикальная линия отмечает момент времени скачкообразного увеличения вибрации – начало аварии.
Изображение
Рис.2. Изменение параметров режима агрегата №2 до и в момент аварии.
Развитие аварии происходило практически мгновенно (1-2 секунды) по сравнению с возможностями системы управления. Оказать какое-либо влияние на течение аварии система регулирования была не в состоянии.
Регулятор разгружает машину, закрывая направляющий аппарат (AI_Y1), в соответствии с сигналом группового регулятора (AI_PG_R). Разгрузка продолжается еще около1,5 с, после момента увеличения вибраций (синяя вертикальная линия с отметкой времени) и до момента скачкообразного изменения сигнала управления от группового регулятора. Одновременно с изменением сигнала группового регулятора происходит обрыв сигналов частоты вращения ротора (XG1) и частоты напряжения сети (XG2). Регулятор переходит сначала в режим «МОЩНОСТЬ», а затем в режим «ЧАСТОТА» в полном соответствии с заложенным алгоритмом. Анализ поведения регулятора показывает, что он не мог создать аварийную ситуацию. Не мог способствовать и локализации аварии, как в силу потери информации о состоянии объекта, так и в силу ограниченности воздействия на мощность машины.
Гл. специалист по системам регулирования гидротурбин,
д.т.н. О.И. Башнин.
Гл. конструктор отдела ОКР
Д.Н.Клевин.
Спрашивается, что делала система вибромониторинга ? и где ее графики?
А ведь на СШГЭС используется VibroSystM http://www.vibrosystm.com/ru_home.html. Скорей всего, нет инженеров-диагностов соответствующей квалификации.
И напоследок, очередная версия http://forums.drom.ru/1076200794-post7261.html
Вибрация крошила бетонное основание под нижним кольцом, в которое вставлены лопатки НА. При попытке снизить нагрузку в бетоне под нижним кольцом НА появились трещины. Металлическая конструкция оказалась просто лежащей на этих бетонных трещинах и стала источником новых вибраций. Утром, в 08:13:21, стали снимать нагрузку с ГА-2.
[21-23] Начали плавно закрываться лопатки НА. Вода, до этого обтекавшая их с наименьшим сопротивлением, стала в них упираться.
[23-24] На лопасти турбины вода стала давить меньше, спицы толкают ротор с меньшим усилием, начинают уменьшаться мощность и ток.
[24-25] В момент, когда лопатки НА развернулись достаточно, чтобы сдвинуть нижее кольцо крепления, лежащее на бетонных трещинах, все и началось. Мощность и ток в статоре резко упали на 15%. Куда делся этот кусок энергии воды? Нижнее кольцо, расколовшись (первый хлопок), поехало по бетону (кусок кольца есть на фотках). Воздействуя на лопатки и ломая их (вот почему снизу они целые, а верхние цапфы сломаны не в ту сторону, куда все ожидают), напор воды двигает крышку турбины, срезая скобы креплений.
[25-27] Вибрации зашкаливают. Крышка, проворачиваясь, начинает подниматься вверх под напором воды. Мощность и ток статора не меняются. Поднимается сразу вся конструкция, кроме статора. К верхней звездочке крепятся статоры вспомогательного генератора и тахогенератора, поэтому режим работы не меняется. Когда верхняя звездочка выдвигается вверх, то срывается с креплений и ее вращение начинает отставать от ротора – показания тахогенератора подскакивают на 25%.
[27-28] Верхняя звездочка отлетает в сторону. Датчик вращения выходит из строя.
Снизу прорывается поток воды (второй хлопок). Датчики лопаток НА выходят из строя, разрушается статор, мощность в ноль, ток подскакивает.
[28-29] Статор разрушен.
[29 и далее] «Вертолет» падает, ротор при падении срывается со спиц.
http://forums.drom.ru/1076200981-post7263.html
Да! Все считали, что шпильки должно ломать ударом сверху, но ведь может и ударом снизу! НА со стоящими наискось лопатками представляет собой гидротурбину, хотя и с плохим КПД, зато под максимальным напором воды! Кусок кольца вероятно вот это: Изображение
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой


vyches

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение vyches » 28 авг 2009, 08:35

Интересно, а почему время на графиках
Рис.2. Изменение параметров режима агрегата №2 до и в момент аварии.
4 утра, авария ведь в районе 8 произошла?

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7908
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение TEB » 28 авг 2009, 09:20

А по поводу графиков у меня большой вопрос. Понимаю, что люди неглупые в Ракурсе работают, но.

Смотрим на Рис.2.
XG2 - частота вращения турбины по сигналу частоты напряжения генератора.

Объясните мне пожалуйста, Получается что генератор был отключен от сети? Если генератор работает в сеть, то электрическая частота не может так скакнуть вниз до 11 герц на пару секунд а потом восстановиться до 49,7 герц - это же во всей энергосистеме страны должно произойти тогда! Напряжение - да, может, но не частота. Чтобы так провалилась частота, придется затормозить все генераторы в Российской энергосистеме.

Вопрос: что мерил этот датчик?
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7908
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение TEB » 28 авг 2009, 09:24

vyches писал(а):Интересно, а почему время на графиках
Рис.2. Изменение параметров режима агрегата №2 до и в момент аварии.
4 утра, авария ведь в районе 8 произошла?


Да, кстати, интересно. Я сначала подумал, что время по Гринвичу. А какой это часовой пояс?
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7908
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение TEB » 28 авг 2009, 09:45

Дмитрий Милосердов писал(а):
genelectric писал(а):Да, кстати, интересно. Я сначала подумал, что время по Гринвичу. А какой это часовой пояс?

+4 часа от Москвы. Кстати у них системе могло быть единое время (Московское)

Ну тогда со временем всё ОК. А вот с частотой - мне по прежнему интересно.
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение hell_boy » 28 авг 2009, 23:22

genelectric писал(а):А вот с частотой - мне по прежнему интересно.
Почищеный тренд с наложением параметров с самого первого "бумажного" тренда
Изображение
частоту регулировал ГРАМ (групповой регулятор активной мощности) в паре с 1ГА, провал и последующий возврат XG2 - результат реакции ГРАМ. Потом он, скорей всего, отключился от 2ГА, т.к. разброс в частотах уж очень велик. На графике Ракурса нет повышения XG1 на 25%, имеющегося на "бумажном"
"Технологический" детектив продолжается http://forums.drom.ru/1076241231-post7936.html
Shpuntik писал(а):С чего бы начать. Ночь, на ГА2 начинают штатно снижать мощность. Дело обычное, за 30 лет не раз деланное. Возникает вибрация, что давно известно, с начала эксплуатации. Но на этот раз вибрация посильнее. Происходит срабатывание защиты заслонок направляющего аппарата (НА). Защита сработала - приняли решение вернуться в зону нормальной работы. Почему? Автоматику меняли в начале года, как раз на НА. Проверки временем нет. К тому же ночью есть дежурные, и только. Какой вывод? Новая автоматика не выдержала вибрации и дала сбой. Что делать? Утром придут спецы, разберутся. А пока пусть ГА молотит, как обычно. И зря так подумали. Автоматика работала отлично. И этот момент как раз был первой весточкой катастрофы. По сути, началом аварии. Но почему же сработала защита НА. Отмотаем чуть назад. Полгода назад меняют автоматику. Меняют в ходе плановых работ по ремонту рабочего колеса турбины (РК). Автоматику проверяют - все работает. А вот с колесом нелады. После установки обратно фиксируется повышенная вибрация, хоть и в рамках нормы. Может с геометрией проблемы, может с дисбалансом, а скорее и то и другое. Ну что поделаешь, вибрирует, но ведь работает. 30 лет через вибрацию ходим и ничего. Работать будет! Но полгода даром не проходят. От постоянной вибрации ослабевает крепление крышки турбины к статору турбины. Нет, не отваливается ничего, просто теряется прочность. Тем временем, ГА работает, и постепенно РК изнашивается, увеличивая мало-помалу вибрацию. Капля камень точит, и вибрация тоже… и любое железо. Наступает момент, когда при прохождении зоны запрещенной работы в сторону номинальной работы, крышка турбины, от вибрации, проворачивается на статоре турбины. Происходит это при предшествующем наборе мощности, не этой ночью, нет. Накануне. Проворачивается не сильно. От силы миллиметр, плюс минус. Нужная мощность набрана, управление в норме, ГА работает без нареканий. Но есть одно но. ГА уже сломан. Что же сломано, если все работает штатно и без нареканий? Сломан НА. Он по прежнему регулирует мощность в зоне оптимальной работы, но он больше не закроется. Почему? Как устроен НА: В статоре турбины есть отверстия, где расположены нижние подшипники лопаток НА. В статоре у лопатки один подшипник. Статор неподвижен, он сочленен с улиткой водовода, которая замурована в бетон. Сверху лопатки НА имеют два подшипника, которые находятся в крышке турбины. Подшипники крышки и статора соосны, само собой. И бывало, что изнашивались они до 3-5мм. Их меняли, ставили новые материалы, износ прекратился. Износ победили. Но лучше бы он остался. Тогда бы не было аварии... может быть. Итак, крышка турбины проворачивается, и верхние и нижние подшипники смещаются друг относительно друга, соосность пропадает. Но почему тогда НА продолжает работать? Потому, что лопатки НА стоят радиально. Смещение крышки невелико, и у них есть зона вполне уверенной работы. Но лишь до тех пор, пока лопатки не начали закрываться. При закрытии, лопатка, ось которой наклонена врезается в металл. Если смотреть на турбину сбоку, то левая нижняя часть лопатки врезается в статор, а правая верхняя в крышку турбины. Врезается не с разбегу, а клином. Рядом с осью у лопатки есть свобода, а вот чем дальше от оси, тем заклинивание сильнее. Ничего не напоминает? Ну а раз лопатки заклиниваются - то срабатывает защита НА. (Ночью) Как никак в магистрали 63 кг. Вернули лопатки на открытие - они снова стали радиально, и снова начали работать. Вернуть лопатки из подклинившего состояния оказалось не сложно. Помогла вибрация и 63кг\см2 в магистрали их гидромоторов. Сила бешеная. Наступает утро. Приговоренный ГА2 снова начинают снижать по мощности. Штатно. А может и не штатно, а может и не снижать, а останавливать для ремонта. Но это уже не важно. ГА2 обречен. Начинают снимать нагрузку с генератора, и начинают закрывать НА. Как его закрывают? На автомате? Думаю нет. На автомате уже была сработка защиты. Закрывают, отключив защиту (предполагают ее поломку). И вот 38, ЕМНИП, лопаток, каждая движимая своим мощнейшим мотором, начинают закрываться. И каждая лопатка перекошена. И каждая лопатка, перекосившись, входит в промежуток между нижней стороной статора и крышкой турбины. И входит в этот промежуток сначала свободно, а потом начинает заклинивать. И каждая наклоненная лопатка, диагонально начинает распирать пространство между статором и крышкой. И что мы получаем? Мы получаем 38 "монтировок", которые уперлись одной точкой в низ статора турбины, другой точкой в крышку турбины, а рычагом у каждой монтировки стал гидромотор. А моторы мощные. И все это дополняется вибрацией, которая помогает лопаткам миллиметр за миллиметром закрываться, и миллиметр за миллиметром поднимать крышку турбины, отрывая ее крепления (видны на фото) от верхней части статора турбины. И чем выше лопатки выворачивают крышку, тем сильнее она проворачивается, еще больше наклоняя лопатки. Вот так вот, бедолага ГА2, сам себя и оторвал от родной улитки. Оторвал, освободил заклинившие лопатки, (а у одной, как минимум, даже свернул ось) и те дали волю воде. Ну а вода себя упрашивать не стала: подхватила родимого, подняла ввысь гироскопом, дала горемычному напоследок на Енисей глянуть, да и отпустила, избив его до неузнаваемости. Ну а потом вы знаете. ... Можно было избежать? Конечно можно. Но это "конечно" из серии "знал бы прикуп, жил бы в Сочи".
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7908
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение TEB » 28 авг 2009, 23:34

Я имел в виду не частоту вращения турбины, а электрическую частоту на выходе генератора - это разные вещи. Турбина может крутиться с любой скоростью или стоять. А частота напряжения генератора всегда равна частоте сети, к которой генератор подключен, потому что сеть имеет несоизмеримо бОльшую мощность по сравнению с генератором. Всегда. Отклонение возможно только если:
  • генератор отключен от сети;
  • измеряется что-то другое, а не частота напряжения на статоре генератора;
  • на тренде туфта.
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.


SLava

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение SLava » 29 авг 2009, 10:51

На форуме
http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,770.400.html
выкладывают тренды. Это те же тренды что и раньше показывали, только тут диапазон времени больше. Насколько показаниям датчиков можно верить - большой вопрос...
Изображение
Изображение

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение hell_boy » 29 авг 2009, 11:18

Новый тренд:
Zol - открытие золотника управления сервомоторами
ОНБ - вибрация опоры, датчик со стороны нижнего бьефа
ТП РЛБ - турбинный подшипник, радиальная вибрация, со стороны левого берега
ТП РНБ - тоже, со стороны нижнего бьефа
Изображение
По этому поводу следует читать ПУЭ
1.8.13. Синхронные генераторы и компенсаторы
п.10. Измерение вибрации
Вибрация (размах вибросмещений, удвоенная амплитуда колебаний) узлов генератора и их электромашинных возбудителей не должна превышать значений, приведенных в табл.1.8.6. Таблица 1.8.6
Контролируемый узел: 1. Подшипники турбогенераторов и возбудителей, крестовины со встроенными в них направляющими подшипниками гидрогенераторов вертикального исполнения
Вибрация: 150мкм, при частоте вращения ротора, от 100 до 187,5 об/мин
Примечание: Вибрация подшипников турбогенераторов, их возбудителей и горизонтальных гидрогенераторов измеряется на верхней крышке подшипников в вертикальном направлении и у разъема - в осевом и поперечном направлениях. Для вертикальных гидрогенераторов приведенные значения вибрации относятся к горизонтальному и вертикальному направлениям.
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение hell_boy » 30 авг 2009, 09:21

Появились логи со станции http://forums.drom.ru/1076270231-post8324.html
ethernet писал(а):17.08 08:12:58 875 Вх. СШГЭС.МНУ Г2 Г2 ШМНУ3. Пускатель насоса №3 включен +

17.08 08:13:23 864 Вх. СШГЭС.ЭГР1 Г2 Г2 АУГ Режим 'Группа' -
17.08 08:13:23 882 Вых. СШГЭС.ЭГР1 Г2 Г2 АУГ Режим 'Мощность' +

17.08 08:13:25 97 Вых. СШГЭС.АУГ1 Г2 Г2 АУГ1 Генератор в работе (Выдача) -
17.08 08:13:25 97 П СШГЭС.РИМ Г 2. ГEHEPATOP BOЗБУЖДEH -
17.08 08:13:25 219 Вх. МПЗ СШГЭС.ИСУВ Г5 Г5 МПЗ МА5 I1 Сигн. +
17.08 08:13:25 303 П СШГЭС.ТК Г7 Г7 ТК Отсутствует питание ~220В на вводе +
17.08 08:13:25 304 Вх. СШГЭС.ЭГР1 Г3 Г3 ЭГР Питание ~220В на вводе -
17.08 08:13:25 304 Вх. СШГЭС.ИСУВ Г7 Г7 Виброконтроль Есть питание ~220В на вводе -
17.08 08:13:25 307 Вх. СШГЭС.ИСУВ Г8 Т4 Сервер блока Есть питание ~220В на вводе 1 -
17.08 08:13:25 308 Вх. СШГЭС.МНУ Г3 Г3 МНУ. Есть питание ~220В на вводе -
17.08 08:13:25 308 Вх. СШГЭС.ТК Г3 ТК Г3 Есть питание ~220В на вводе -
17.08 08:13:25 309 Вх. МПЗ СШГЭС.ИСУВ Г5 Г5 МПЗ МА4 I1 Пуск. +
17.08 08:13:25 309 Вх. СШГЭС.ЭГР2 Г7 Г7 ЭГР Питание ~220В на вводе -
17.08 08:13:25 309 Вх. СШГЭС.ИСУВ Г7 Г7 ИСУВ Есть питание ~220В на вводе -
17.08 08:13:25 309 П СШГЭС.ИСУВ Г7 Г7 ИСУВ Отсутствует питание ~220В на вводе +
17.08 08:13:25 309 Вх. СШГЭС.ИСУВ Г4 Т2 Сервер блока Есть питание ~220В на вводе 1 -
17.08 08:13:25 309 П СШГЭС.ИСУВ Г4 Т2 Сервер блока Отсутствует питание ~220В на вводе 1 +
17.08 08:13:25 310 Вх. СШГЭС.ИСУВ Г3 Г3 ИСУВ Есть питание ~220В на вводе -

17.08 08:13:25 672 Вх. СШГЭС.ИСУ ОУ (Р32) ШП серверов ЦПУ. Работа на вводе 2 ~380В +
17.08 08:13:25 679 Вх. СШГЭС.ИСУ ОУ (Р32) ШП серверов ЦПУ. Питание ~380В после АВР +
17.08 08:13:25 965 П СШГЭС.ОРУ500_1 ИСУ1. ВЛ541. Осцил.пуск +
17.08 08:13:25 978 П СШГЭС.РИМ BЛ-542. ПУCK OCЦИЛЛOГPAФA +
17.08 08:13:25 979 П СШГЭС.РИМ BЛ-543. ПУCK OCЦИЛЛOГPAФA +
17.08 08:13:25 980 П СШГЭС.РИМ BЛ-544. ПУCK OCЦИЛЛOГPAФA +
17.08 08:13:26 5 Вх. СШГЭС.ИСУ ОУ (Р32) ШП серверов ЦПУ. Работа на вводе 2 ~380В -
17.08 08:13:26 11 Вх. СШГЭС.ИСУ ОУ (Р32) ШП серверов ЦПУ. Питание ~380В после АВР -
17.08 08:13:26 311 П СШГЭС.ИСУВ Г9 Г9 МПЗ МА4 Защита от симметричных перегрузок, I1 сигнальный орган +
17.08 08:13:26 312 П СШГЭС.ИСУВ Г9 Г9 МПЗ МА4 Защита ротора ГГ от перегрузки, Iр сигнальный орган +
17.08 08:13:26 435 П СШГЭС.ИСУВ Г9 Г9 СУВ ГГ АРВ1: L01 Перегрузка по току ротора +
17.08 08:13:26 536 Вх. СШГЭС.ИСУВ Г7 Г7 МА17 Аварийное отключение автоматов +

17.08 08:13:46 422 П СШГЭС.АУГ2 Г8 Г8 АУГ2 Неисправность задвижки ТВС №1 +

17.08 08:14:13 695 П СШГЭС.ЭГР1 Г10 Г10 ЭГР1. Отсутствует питание =220В на вводе +
17.08 08:14:14 682 Д СШГЭС.ТК Г8 Г8 ТК. МВ228 Обмотка статора ГГ +
17.08 08:14:14 911 Вых. СШГЭС.ТК Г8 Г8 ИСУВ Предупредительная сигнализация +
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7908
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение TEB » 30 авг 2009, 14:52

Ничего интересного, к сожалению. Видно как развивалась авария по всему машзалу, да и то чуть. И только. :(
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение hell_boy » 30 авг 2009, 21:18

Это сообщение я считаю очень важным: http://forums.drom.ru/1076291731-post8465.html
Oxxxxx_ox писал(а):Ладно, сдаю ракурс на корню а в месте с ним и тех. секреты ... 20 лет назад я зарабатывал на них неплохую по тем временам корку хлеба. Вся проблема у ракурса в датчике. В старой системе инфу снимали с зубчатого колесика и тахогенератор для запитки и как вторичный датчик. Колесико поставили не дураки а от необходимости, как наименее инертный элемент. Частота и по нему вращение из тахогенератора это уже интегральный элемент и приемлимого качества регулирования не позволял добится. Так что ГА2 абсолютно точно раздолбал ракурс если не снимал обороты вала с зубчатого колесика. А он похоже их таки не снимал.
Дело в том, что без мерительной звездочки невозможно измерить точно количество оборотов турбины, меньшее 300 об./мин. А следовательно, качество регулирования очень низкое. По пути ракурса пошло и продолжает идти еще немало фирм-автоматизаторов. Причем, решение о замене звездочки на некое know how преподносится, как новаторское. Реальная подоплека - нежелание возиться с механической составляющей проекта.
Еще вдогонку http://forums.drom.ru/1076294212-post8488.html
Igor R писал(а):С регуляторами от Промавтоматики на многих станциях проблемы. Вместо 20 датчиков предусмотренных производителем устанавливается 5-7. Качество масла, фильтра и.д Не одна станция уже сбрасывала нагрузку из-за неисправности системы управления регуляторами.
Я тихо начинаю офигевать... Бывает чаще, что напрашивается нужный датчик, а вот ген.проектировщиком он не предусмотрен.
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7908
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение TEB » 31 авг 2009, 09:28

Это очень серьезные заявления и они должны быть аргументированы.

Во-первых, нужна проектная документация (её фрагменты). Во-вторых - обоснование а не просто слова. В-третьих, это могло только ускорить развитие аварии, если принять во внимание версию о механическом разрушении строительной конструкции (спиральной камеры), но не быть её причиной.

Фразу "на многих станциях с этими регуляторами проблемы" тоже надо аргументировать, описав что это за проблемы и к чему конкретно приводят.

В противном случае, это просто трёп. "Ладно, уговорили, сдаю секреты..." - кто уговорил, как, за какие коврижки?....
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение hell_boy » 31 авг 2009, 21:23

Всё закончилось отсутствием динамометрического ключа у ремонтников. Примерно половина шпилек крепления крышки турбины целая. Гайки элементарно были недозакручены и потом открутились вибрацией или их там вообще не было.
http://forums.drom.ru/1076333408-post8875.html
http://forums.drom.ru/1076333291-post8873.html
http://forums.drom.ru/1076333567-post8876.html
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение hell_boy » 02 сен 2009, 21:19

http://forums.drom.ru/1076389273-post9709.html
Lasthero писал(а):вот что мне стало известно со слов одного специалиста, близкого к русгидро.причина аварии на ГА2 сильная вибрация.причина вибрации - разное положение лопаток НА. простыми словами насколько я понял было так: несколько лопаток НА установились в положении, отличном от других, в результате чего сила действия воды оказалась неравномерной на колесо турбины и вал турбины начал понемногу раскачиваться. возникли биения ротора и та самая вибрация, о которой писали ранее. вибрация с течением времени усиливалась. 3 миллиметра - это не расстояние между ротором и статором (кто-то писал ранее), а максимальная величина колебания ротора, при достижении которй, ГА отсанавливается в аварийном режиме.
На ГА2 установили новую колонку управления, все параметры работы ГА контролировала новая АСУТП. Важный момент, АСУТП не показывала никаких отклонений параметров работы ГА, но инженеры станции просто разводили руками, почему молчит АСУТП, когда вибрация ощущается по всему Маш.залу.Далее события развивались так:
в определенный момент времени (ранним утром понедельника) вибрация стала очень заметной. Работники станции предприняли попытку связаться с главным инженером СШГЭС, но его не было в городе. Останавливать ГА побоялись, потому как причины по показаниям АСУТП для этого не было. А вывод ГА из работы без оснований на это мог повлечь неприятные разбирательства внутри персонала станции, причем этот ГА в марте прошел кап.ремонт. Из-за вибрации ротор коснулся статора, разворотил колодец ГА и вылетев, разворотил весь маш.зал. До последнего моментак АСУТП показывала работу агрегатов в норме, хотя некоторые из работником понимали, ГА2 работает в нештатном режиме.
Последнее, что попытались, это остановить ГА2, но не успели...
прошу к моим словам относиться как к одному варианту из множества.
http://forums.drom.ru/1076411042-post10059.html
ruh писал(а):Сам я по гидростанциям не специалист. Но опыт разрешения некоторых причин аварий в совокупности с отцом, который специалист по металлоконструкциям есть. Так, к примеру, удалось с использованием информации из Интернета разрешить проблему обрушения башен близнецов в США. Официально ведь причину так и не озвучили, но именно вскрытие этой причины уже привело к изменению нормативов строительства с применением высокопрочных болтов.
Думаю, что и данная авария может быть исследована на общедоступных данных. Все не засекретят.
В данной теме у меня несколько вопросов – мнений.
По моим расчетам, в случае перекрытия верхнего бьефа, вода в машзале не могла подняться выше 20 см., а с учетом того, что большая часть еще и вылетела из разбитого окна-стены, то и 10 см. Это бы была авария, но никак не катастрофа.
В форуме проскакивало, что затворы верхнего бьефа завязаны с замером вращения турбины. Зачем? Зачем завязывать автоматику верхнего бьефа, который мало подвержен аварийности с нижним, который всегда под угрозой? Автомат верхнего бьефа должен быть завязан на скорость потока водозабора верхнего бьефа и быть полностью автономен. Для этого хватит либо датчиков давления на стенках водозабора, либо крыльчатки в потоке. Далее нужны лишь пиропатроны и система в принципе не допустит затопления машзала ни при каких условиях.
Как я понимаю, при советской власти эту роль выполняли дежурные верхнего бьефа, которые именно за этим и следили. Возникает вопрос, какой дурак мог убрать дежурных с верхнего бьефа и заменить их автоматикой в нижнем? То есть, независимый предохранитель заменить на зависимый?
На счет профессионализма персонала. Господа, как в принципе возможен перевод агрегата из одного режима в другой при пересменке? Это элементарная техника безопасности. На станции, что все были самоубийцами? В этой цепи если бы был хоть один профи, то либо не было бы приказа в этот момент предпринимать действия, либо этот приказ не был бы выполнен.
Ну и еще одно, господа автомобилисты. Ремонтированная машина всегда хуже новой (ну тазики и газики я не беру, они недоделанные с завода). Следовательно вибрации больше всегда всюду по определению. Следовательно силовые элементы не делают как они были изначально, а усиливают с учетом именно вибрационных нагрузок. Если металлоконструкция дошла до стадии ремонта, то ее необходимо менять. Если ее нельзя менять, ее усиливают.
После ремонта шпильки меняли? Судя по излому, по крайней мере часть шпилек не новая. На фото нет никаких следов усиления конструкции. В корпусах кораблей, к примеру, иногда наваривают дополнительные пластины металла именно для погашения вибрации.
Я бывал на СШГЭС. Она никогда не работает на полную мощность проводов, т.е. на 4.5 гв., т.к. ее назначения не только выработка энергии, а выполнять роль компенсатора – стабилизатора нагрузок в единой сети СССР. Если работали 9 агрегатов из 10, то СШГЭС уже что-то компенсировала в аварийном режиме, не понял только что? Водосброс ахиллесова пята с момента запуска станции. Если паводок отводят через агрегаты, то куда спускают излишек энергии с 9-ти агрегатов, за пределами 4.5 гв.? Убрать напряжение и пустить воду в холостую – увеличение скорости воды в агрегате – агрегат сам превратится в водобойный колодец. Так в каком режиме станция работала до аварии?
Если бы я верил в заговоры, то пришел бы к выводу, что СШГЭС разнесли намеренно и именно не через катастрофу, т.к. авария никого не устраивала.
45-я сталь – высокоуглеродистая – высокопрочная. Это означает, что она хорошо работает на разрыв. Но это же означает, что она плохо работает на удар. Сама по себе вибрация шпильки м80 (некоторые утверждают что м50) в кол-ве 80 штук разрушить не могла. Но шпильки вели себя по разному. Присутствовал эффект домино. И здесь несколько незакрученных шпилек или шпилек в дефектном состоянии вполне могли спровоцировать отрыв всей крышки, если агрегат работал уже в ассиметрии, что и показывала вибрация. Излом нескольких шпилек показывает, что ржавчина свыше трети диаметра, а дальше чистый металлический излом. Есть подозрения, что шпильки не меняли – откручивали гайки, поднимали агрегат, ставили обратно и должны были закручивать. Это же подчеркивает малая глубина ржавой резьбы – не первый раз гоняли гайки туда-сюда – резьба изношена. Если они еще и гайки не меняли и не сажали их на смазку, то шпильки могли и остаться непорванными, но без гаек. Оценить ржавчину по снимкам тяжело, нет уверенности за сколько времени налет образовался, но наличие чистого излома рядом с ржавой резьбой … .
Плавный вывод агрегата из работы, гарантировано вогнал в резонансные колебания. Резонанс добавил вибрации, то есть скорее всего ударов по ст45, которого она не любит, как и работы на излом.
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой

Аватара пользователя

green_3mii
осмотрелся
осмотрелся
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 18 авг 2009, 14:30
Ф.И.О.: Алексей
Откуда: Волгодонск
Контактная информация:

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение green_3mii » 02 сен 2009, 22:04

hell_boy писал(а):На ГА2 установили новую колонку управления, все параметры работы ГА контролировала новая АСУТП. Важный момент, АСУТП не показывала никаких отклонений параметров работы ГА, но инженеры станции просто разводили руками, почему молчит АСУТП, когда вибрация ощущается по всему Маш.залу.


Осталось только вспомнить одно из ранних заявлений:
viewtopic.php?f=25&t=456&start=25#p2295
hell_boy писал(а):... Агрегат продолжает молотить с повышенными температурой и вибрацией. ... "
"...Несколько месяцев подряд (до катастрофы) писались служебные записки о перегреве ГА2."
"...В воскресенье, 16 августа 2009 года, вибрации ГА-2 усиливаются до неприемлемых значений."
"...колебания на два миллиметра перед самым разрушением. "

Действительно ли писались упоминаемые служебные записки?
Если вибрация чувствовалась, но не регистрировалась, где были производители датчиков вибрации с их "походным" оборудованием,"эталонным" датчиком, вибростолом"?
И если АСУТП таки молчала, то откуда известно, что колебания перед разрушением были 2 мм?

Не устно же задавали инженерам вопросы почему пол трясется, а АСУТП молчит? И не устно же те отвечали... - почитать бы это всё.
Последний раз редактировалось green_3mii 02 сен 2009, 22:31, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя

VADR
администратор
администратор
Сообщения: 2412
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 06:12
Ф.И.О.: Диев Александр Васильевич
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 26 раз

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение VADR » 02 сен 2009, 22:14

to hell_boy:
А может быть, не стоит сюда постить непроверенную информацию? Откуда взялись 3 мм колебания ротора? Несколько постов выше приводилась цифра в 20 раз меньше, подтверждённая нормативным документом. Опять же информация о том, что АСУТП не показывала никаких отклонений - также ранее были сведения о том, что измерения вибрации были выше допустимых пределов. И далее в том же духе. Если собирать сюда все измышлизмы, гуляющие по просторам интернета, мы превратим тему в помойку.

PS. Чем больше читаю сообщений на эту тему, тем больше утверждаюсь во мнении, что просто-напросто была отключена защита. Но никто, естественно, в этом не признается (если, конечно, специалисты "Ракурса" не смогут это доказать). И тем больше мне нравятся схемы защит, которые оператор не может отключить.
Повторное использование кода не отменяет повторного использования мозга при его повторном использовании.

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7908
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение TEB » 03 сен 2009, 08:59

VADR писал(а):to hell_boy:
А может быть, не стоит сюда постить непроверенную информацию?


Саш, а hell_boy ничего плохого не делает - просто кросспостит сюда кое-что из основного Хакасского форума, фильтруя. Я туда тоже заглядываю и могу тебе сказать что там еще ТАКОЕ творится, по десятку страниц (!!) сообщений в день, каждое листов по 5 мелким шрифтом, выцепить что-то разумное там крайне сложно, хотя оно действительно есть явно от специалистов и людей близких к. Так что... мне так нравится, не всегда есть время там весь этот флейм лопатить.

Пока нет инфы, будут разные домыслы, в.т.ч. и самые бредовые.

Кстати, сколько вникаю - всё дальше убеждаюсь что автоматика похоже ни при чём совсем, работала как могла.

А по поводу открученных гаек... ДА, весьма существенно. НО!
Я тоже внимательно там всё прошерстил, просмотрел снимки.... Версия кажется мне сомнительной. Объясню. Все говорят о шпильках с ржавой и целой резьбой, обломанных (срезанных) где-то выше. Следов разрыва там почти нет не считая того что некоторые шпильки порвало внутри этой конструкции (куда они вкручены - хорошо видны обломки).
А теперь подумаем. Банальная механика. На шпильку одевается что-то, что притягивается гайкой с шайбой, это что-то имеет толщину - вот похоже на эту толщину шпильки и торчат (визуально), обломались они под гайки, точнее под шайбы. А то что этот кусок резьбы с ржавчиной - тоже объяснимо, в отверстии могла быть вода, просто стоять, без всякого давления - при монтаже и работах попала, или еще банальнее - конденсат. Я не думаю что незакрепленный агрегат массой несколько тысяч тонн проработает насколько лет.
Так что, не думаю что это причина.
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.

Аватара пользователя

VADR
администратор
администратор
Сообщения: 2412
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 06:12
Ф.И.О.: Диев Александр Васильевич
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 26 раз

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение VADR » 03 сен 2009, 09:46

Дмитрий Милосердов писал(а):
VADR писал(а):to hell_boy:
PS. Чем больше читаю сообщений на эту тему, тем больше утверждаюсь во мнении, что просто-напросто была отключена защита. Но никто, естественно, в этом не признается (если, конечно, специалисты "Ракурса" не смогут это доказать).

Если данные о отключении защиты писались в логах (а это должно быть по умолчанию) сохранились (тренды же в наличии) то и доказывать тут нечего.

Ага, еще если нет возможности устроить "частичную сохранность" информации - логи там подчистить, либо один из файлсетов с трендами прибить...
Повторное использование кода не отменяет повторного использования мозга при его повторном использовании.

Аватара пользователя

VADR
администратор
администратор
Сообщения: 2412
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 06:12
Ф.И.О.: Диев Александр Васильевич
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 26 раз

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение VADR » 03 сен 2009, 10:01

genelectric писал(а):
VADR писал(а):to hell_boy:
А может быть, не стоит сюда постить непроверенную информацию?


Саш, а hell_boy ничего плохого не делает - просто кросспостит сюда кое-что из основного Хакасского форума, фильтруя. Я туда тоже заглядываю и могу тебе сказать что там еще ТАКОЕ творится, по десятку страниц (!!) сообщений в день, каждое листов по 5 мелким шрифтом, выцепить что-то разумное там крайне сложно, хотя оно действительно есть явно от специалистов и людей близких к. Так что... мне так нравится, не всегда есть время там весь этот флейм лопатить.

Ну, пусть так. Только вот в данном случае информация уж больно противоречивая и в достоверность её верится как-то не очень. Я поясню. В свое время (году так в 1998 вроде бы), когда я работал оператором котельной, у меня один из деаэраторов временами начинало трясти (неисправность, позже починили). Вибрация была в пределах 0.7-0.8 мм, вес агрегата - в пределах 200 тонн (150 тонн воды + собственно железо). При такой вибрации к нему было проблематично подойти: ноги по площадке "ползли". Что такое вибрация 3 мм для агрегата весом порядка 1000 тонн - вообще с трудом представляю. Другая информация - то же самое: по автоматике верхнего бьефа, по вибрации агрегатов после ремонта (балансировку кто-нибуть отменил?), зачем-то приплетённые американские башни...
Повторное использование кода не отменяет повторного использования мозга при его повторном использовании.

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7908
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение TEB » 03 сен 2009, 10:11

Флеимят там дофига. Ну дискуссия у людей, предполагая всё подряд пытаются найти причины.

Главное что к hell_boy никаких претензий - наоборот спасибо. Это ж не его инфа, он тока кросспостит с цитатами и ссылками.
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение hell_boy » 03 сен 2009, 23:07

Спасибо всем, как за критику, так и за поддержку. Сейчас у меня времени завались, так что буду продолжать.
По вибрации: упоминал норму в ПУЭ - не более 150 мкм, должен быть четко прописаный ПЛАС, что делать в этом случае. Т.е. не искать руководство 2 дня, а останавливать ГА. 2000 мкм - обычный предел магнито-индуктивных датчиков, 13500 - из разряда фантастики. Система вибромониторинга VibroSystM работала (коробки есть на остатках агрегата), но в АСУ ТП данные из нее носили информативный характер, а вибродиагност на станции отсутствовал как класс.
По отключению защит: снятие происходит только по письменному распоряжению технического руководителя, при этом ответственность ложится на него. В моей практике подчиненные даже не пытаются обращаться с такой просьбой, т.к. знают, что такого распоряжения никогда не будет. Проще согласовать и остановить участок производства по регламенту. Как-то пришлось разбираться с проблемами с паровыми турбинами на соседнем предприятии, тоже ПАЗ не сработал, негласно винили АСУ ТП, официально - однотипные механические поломки. Взял логи за несколько дней до, просматривал их несколько суток и обнаружил, что ПАЗ был снят за 8(!) дней до инцидента во время приезда разработчика АСУ ТП. Попросили снять по старой дружбе, а он знал, как это сделать незаметно. Итог: предприятие 3 года до капремонта работало на 40% от проектной мощности, а чтоб в холдинге не догадались, соседи его прикрывали - давали 110-120%.
Версии по СШГЭС поновее:
http://forums.drom.ru/1076436752-post10487.html
smoker00 писал(а):Регулятор разгружает машину, закрывая направляющий аппарат (AI_Y1), в соответствии с сигналом группового регулятора (AI_PG_R). Если принять что одна из лопаток заклинившая, то пока отклонение в придел 10% на это не кто не обращает внимания. До изменений системы управления НА, подобное не случилось, так как благодаря тягам начала бы отставать группа лопаток и золотники открывались бы не полностью. А в случае автоматизации, система начала открывать золотник на заклинившей лопатки еще БОЛЬШЕ чтоб лопатка догнала остальные лопатки. Лопатка как рычаг начинает давить на крышку... в 08:13:24 лопатка ломается в месте крепления верхий цапфы... динамического удара при изломе хватает чтоб сломать шток привода и сорвать крышку сервомотора. Из цапфы получается поршень-снаряд, который попадает в нижнюю часть ротора, где образуется очаг разрушения, КЗ или еще что-нибудь(да если даже просто вытолкнет цапфу) Сама отломанная лопатка как второй снаряд ударяется в РК турбины , причем возможно цепляет другие лопатки, (фото где лопака с загнутым нижним краем. это не зацеп за РК, а оторвавшийся лопатка цепляла остальные ) Давление в системе сервомоторов стремится к нулю... но не сразу. по трендам видно что лопакти пошли на открытие, что соответствует описанию поведения НА при резком падение давления в системе сервомоторов НА. Все это сопровождается резким скачком вибрации по датчикам. а дальше уже процесс разрушения ГА
http://forums.drom.ru/1076437327-post10489.html
rimson писал(а):Я верю информации от 26.08.2009, 05:24 rgubaev о том, что ГА2 за 45 минут до аварии снижал мощность ниже 100 МВт, а потом поднимал её. Одновременно с этим за 45 минут до аварии сейсмостанция фиксирует вибрацию на частоте 14-18 Гц. Это наводит на мысль, что во время повышения мощности на ГА2 происходит обрыв тяги одной из лопаток направляющего аппарата, она становится неуправляемой, и её поток прижимает в закрытое состояние. Этот процесс сопровождается повышением вибрации из-за несимметрии потока. Частоту этой новой вибрации можно прикинуть на коленке. 02.09.2009 23:22 nikvik совершенно справедливо вывел ещё одну принципиальную частоту, с которой происходят гидравлические процессы между лопастями турбины (16 штук) и лопатками НА (20 штук) – назову её частотой Никвика 80*2,38=190 Гц. Из Брызгалова (стр. 240-241) известно, что рабочее колесо своими лопастями благодабря Феде Карману генерирует частоты с нижней границей 210-230 Гц, среднее – 220 Гц. Биение частоты Никвика 190 Гц и 220 Гц дадут полуразностную заветную частоту 15 Гц. Лопатки НА в свою очередь генерируют частоты Кармана с верхней границей 160 Гц, и биение с частотой Никвика нам опять дадут полуразность 15 Гц. Не эту ли частоту фиксирует сейсмостанция? Похоже. У Брызгалова на стр. 550 читаем о снижении вибрации вала и турбинного подшипника в три раза при избирательной регулировке отдельных лопаток НА на работающем ГА, то есть когда их разброс был заведомо меньше критичных 10%. Отсюда я делаю вывод, что при обратном процессе - увеличении разброса лопаток НА - вибрация на характерных частотах должна возрастать в разы, а при критичных разбросах более 10% - в очень большое число раз. Возможно, этой величины достаточно для удивления самописцев сейсма - сейсмописцев. От вибрации происходит уплотнение мелкой (0,3 мм) металлической стружки (порошка) в шумоглушителе клапана, который называется «Клапан впуска воздуха под рабочее колесо» (Брызгалов, стр. 216-218)., и он становится воздухонепроницаемым. За несколько секунд до аварии происходит снижение мощности, направляющий агрегат закрывается со штатной скоростью на 15% (с 70% до 55%) и входит в зону запрещённой работы с повышенной пульсацией давления и турбулентностью. Оторванная от сервомотора лопатка, которая раньше была прижата ламинарным потоком воды в закрытое состояние, открывается под действием турбулентности, а потом захлопывается. Одна лопатка (из всего комплекта в 20 штук) даёт 5% от открытия всего направляющего аппарата, то есть полное изменение открытия НА становится 15%+5%=20%.
Изменение расхода (скорости движения воды) порождает отрицательный гидроудар, описанный Греемhttp://blogs.yandex.ru/search.xml?author=http://greycygnet.livejournal.com/&rd=0&full=1&ft=blog: «Гидроудар выглядит так: в результатате нарушений в гидравлике агрегата, лопатки направляющего аппарата резко закрываются. Вода оставшаяся за лопатками по инерции движется вниз по отсасывающей трубе, создавая вакуум, дальше под действием ваккума возвращется обратно и бьёт по закрытому НА. Штатно гидравлическая схема устроена так, что быстрое движение лопаток невозможно. Я не знаю скорости процесса гидроудара, по нашим архивам вакуума в отсасывающей трубе не было, в принципе, могли и не поймать. Если верить слухам, сейсмодатчики удара не зафиксировали.» Небольшая поправка: сейсмодатчики не зафиксировали гидроудар, потому что он был слаб (20% от полного) из-за неполного закрытия НА. Быстрое движение возможно только для оторванных от сервомотора лопаток. АСУТП в принципе могла и не поймать вакуум (зафиксировать его наличие), даже если он там был – это особо ценное замечание от самого разработчика. И самое главное: если клапан впуска воздуха не сможет нейтрализовать вакуум воздухом, то он будет нейтрализован водой, что и называется отрицательным гидроударом. Возможная причина неисправности клапана – предшествующая вибрация из-за оторванной лопатки. Избыточное давление гидроудара вычисляется по Жуковскому: P=pcv=1000 кг/м3 * 1160 м/с * (20% * V ном), где 20% - изменение степени закрытия НА, V ном – номинальная скорость воды. Номинальный расход турбины 358,5 м3/с, диаметр водовода 7,5 м, откуда избыточное давление гидроудара примерно 19 атмосфер, что на диаметре рабочего колеса 6,77 м даст подъёмную силу 6,8 кт. Без малого семь килотонн – это весьма большая осевая нагрузка, а 19 атмосфер – это величина, близкая к предельно допустимой для крышки турбины в 25 атмосфер. Если говорить совсем коротко, то при подобном сценарии необходимо:
1. оторванная от штока сервомотора (за 45 минут до аварии) лопатка НА в количестве одной штуки
2. выход из строя клапана впуска воздуха (предположительно из-за вибрации).
Остальное довершит отрицательный гидроудар. На голодном информационном пайке ничего более вразумительного в голову не приходит.

http://forums.drom.ru/1076442409-post10531.html
абв писал(а):"Официалы" попросили еще месяц для анализа.
Русгидро планирует запустить ГА6 1 декабря. Фирмы-производители АСУ уже получили запросы.
Не пускать ГА6, а поднять и детально обследовать надо. Я бы дал 50%, что он такой же как ГА2. Если в более жесткой форме, Вы бы согласились работать рядом с ГА6?
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Саяно-Шушенская

Сообщение hell_boy » 04 сен 2009, 00:00

http://forums.drom.ru/1076451638-post10694.html
FatCat писал(а):в личном контакте ко мне обратились представители НПФ Ракурс, один из которых - тот самый Grey, который производил ремонт ГА2 и ГА6 на СШГЭС в пределах своей компетенции. Во время общения представители НПФ Ракурс старались отстоять правоту своих и убедить меня в неверности моих взглядов на развитие аварии. К своим аргументам они предложили для обсуждения на форуме тренд некоторых параметров ГА2, в котором с некоторыми оговорками читается тот факт, что ГА2 находился по крайней мере за сутки до катастрофы в резерве, и не работал. На мой личный взгляд, отсутствие даташтампов времени на этом отрезке тренда - значительный недостаток, но когда я переспросил об этом факте, представители НПФ заверили меня, что это именно тот отрезок времени, о котором идет обсуждение, то есть с 04.00мск воскресенья 16 августа по самый момент аварии в 04.12мск понедельника, 16 августа. Для сравнительного анализа приложили тренд ГА5.
http://forums.drom.ru/attachment.php?attachmentid=629214&d=1251994746
http://forums.drom.ru/attachment.php?attachmentid=629216&d=1251994759
Техническая справка о порядке срабатывания защит ГА СШГЭС http://www.rakurs.com/press/news/detail.php?ID=1275
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой


Вернуться в «Разбор полетов»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей