Профиль должен быть заполнен на русском языке кириллицей. Заполнение профиля заведомо ложными или некорректными данными - причина возможного отказа в регистрации на форуме.

Проектирование систем ПАЗ

Обсуждение вопросов, не относящихся ни к одному из других подразделов

Автор темы
snov
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 11 янв 2013, 09:21
Ф.И.О.: Сергей

Проектирование систем ПАЗ

Сообщение snov » 11 янв 2013, 09:43

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Есть некоторый опыт проектирования АСУ ТП (5 лет), но к сожалению никогда не сталкивался с проектированием систем ПАЗ. Т.е. примерное понимание что это такое - есть, также видел некоторые сторонние проекты, включающие ПАЗ, но сам никогда не делал. Недавно поменял место работы, и как выяснилось, периодически появляется необходимость в данных работах. В сети не нашел (пока) никакого обобщающего материала. Я понимаю что придется прочитать много нормативки, но не хотелось бы этого делать в пустую, читая не то что нужно.
Вопросы у меня следующие:
- с чего начать (т.е. что изучить для того чтобы потом сложить в голове все во едино);
- как определить количество защит, т.е. объем автоматизации?

Единственный документ, в котором предъявлены какие-то требования к ПАЗ, из всех что я пока встретил, это ПБ 09-540-03 (пока не успел подробно изучить).
Заранее благодарен.

PS: Направление нефтепереработка.

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение hell_boy » 11 янв 2013, 11:06

snov писал(а):- с чего начать (т.е. что изучить для того чтобы потом сложить в голове все во едино);

Для начала поработать с кем-то, кто имеет опыт разработки в ПАЗ. Например, http://spb-xxi.ru/index.php?option=com_ ... 4&Itemid=4
snov писал(а):- как определить количество защит, т.е. объем автоматизации?

Без досконального знания технологии сделать это невозможно. Обычно объем сигналов ПАЗ передается по наследству из старых подобных проектов.
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой


Владимир Кузнецов
не первый раз у нас
не первый раз у нас
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 31 авг 2011, 21:14
Ф.И.О.: Кузнецов Владимир Сергеевич

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение Владимир Кузнецов » 11 янв 2013, 19:57

hell_boy писал(а):Например, http://spb-xxi.ru/index.php?option=com_ ... 4&Itemid=4

Страница заражена вирусом для мобильных устройств (скрипт-редирект на сайт спредложением обновить систему).

Аватара пользователя

VADR
администратор
администратор
Сообщения: 2411
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 06:12
Ф.И.О.: Диев Александр Васильевич
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 26 раз

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение VADR » 11 янв 2013, 23:54

Владимир Кузнецов писал(а):
hell_boy писал(а):Например, http://spb-xxi.ru/index.php?option=com_ ... 4&Itemid=4

Страница заражена вирусом для мобильных устройств (скрипт-редирект на сайт спредложением обновить систему).

Владельцам сайта сообщили? Или могу я сообщить, ибо эта хрень - гадость та ещё.
Повторное использование кода не отменяет повторного использования мозга при его повторном использовании.


Владимир Кузнецов
не первый раз у нас
не первый раз у нас
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 31 авг 2011, 21:14
Ф.И.О.: Кузнецов Владимир Сергеевич

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение Владимир Кузнецов » 13 янв 2013, 22:11

VADR писал(а):Владельцам сайта сообщили? Или могу я сообщить, ибо эта хрень - гадость та ещё.

Отправил им письмо на адрес указанный в контактах.


Автор темы
snov
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 11 янв 2013, 09:21
Ф.И.О.: Сергей

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение snov » 14 янв 2013, 07:25

К сожалению "поработать с кем-то, кто имеет опыт разработки в ПАЗ" не получится, предприятие денег на обучение выделить не сможет( Но даже если получится найти денег, первичные знания к его началу должны быть (мое мнение), а иначе весь поток информации сходу не воспримется.

"Обычно объем сигналов ПАЗ передается по наследству из старых подобных проектов".

Т.е. если браться с нуля, то для начала нужно просчитать риски возникновения аварийных ситуаций на весь процесс и уже после этого определять критические места?

В моей практике приходилось встречать проекты на системы ПАЗ, выполненные исполнителями, которые и в АСУ ТП-то не сильны, вот и подумал есть какая-то нормативка на ПАЗ или обобщающий материал (как-то же эти ребята за них взялись), думал подробно изучить, а потом уже принимать решение: браться или не стоит.

PS: Просьба не бушевать на тему "Не умеешь не берись" и т.д. Просто хочу оценить возможность выполнения таких работ, опять же проверку документации подрядчиков буду выполнять я.

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение hell_boy » 14 янв 2013, 09:03

snov писал(а):Т.е. если браться с нуля, то для начала нужно просчитать риски возникновения аварийных ситуаций на весь процесс и уже после этого определять критические места?
Примерно так. Надо брать, технологический проект, регламенты, производственные инструкции и просчитывать варианты, начиная от пропадания электропитания на всем производстве и заканчивая остановкой азотной газодувки 5 м3/ч.
snov писал(а): В моей практике приходилось встречать проекты на системы ПАЗ, выполненные исполнителями, которые и в АСУ ТП-то не сильны, вот и подумал есть какая-то нормативка на ПАЗ или обобщающий материал (как-то же эти ребята за них взялись), думал подробно изучить, а потом уже принимать решение: браться или не стоит.
У них в штате технологи соответствующего профиля были? Кстати, есть такой документ "Положение о технологических регламентах производства продукции на предприятиях химического комплекса", где разделах "Возможные неполадки в работе и способы их ликвидации" и "Контроль производства и управление технологическим процессом" говорится о том, что требования к ПАЗ должны быть заложены в технологическом регламенте. Проект ПАЗ должен просто выполнить требования техрегламента.
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой


Автор темы
snov
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 11 янв 2013, 09:21
Ф.И.О.: Сергей

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение snov » 15 янв 2013, 07:13

Технологи у них в штате есть, но какого они профиля я не знаю. Т.е. мне как автоматчику не стоит заморачиваться объемами проектирования, их мне должны задать технологи, а моя задача выполнить данную систему с соблюдением всех требований к моей части? Просто сколько проектов раньше не выполнял объемы (т.е. перечни сигналов) определяли проектировщики АСУ ТП исходя из требований ГОСТ, стандартов предприятия и границ проектирования, указанных в задании. Поэтому одним из первых вопросов и встал вопрос объемов (перечня защит).

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение hell_boy » 15 янв 2013, 16:44

Владимир Кузнецов писал(а):
VADR писал(а): Владельцам сайта сообщили? Или могу я сообщить, ибо эта хрень - гадость та ещё.

Отправил им письмо на адрес указанный в контактах.

Если не с мобильного заходить, то никакого вируса не обнаруживается.
Для консультаций можно обратиться к Тимуру Берендяеву по e-mail: t.berendiaev@spb-xxi.ru
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой


ter0pefft
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 25 фев 2012, 12:32
Ф.И.О.: Владимир

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение ter0pefft » 11 дек 2014, 17:27

Дабы не плодить новых тем, спрошу тут. Подскажите пожалуйста, на каком основании изначально определяется необходимость разработки системы ПАЗ? Или просто если руководствоваться требованиями общих правил взрывобезопасности, если производство взрывоопасное, значит ПАЗ должна быть?
Вот допустим, есть насос перекачивающий ЛВЖ. С ним идет комплектно бачок с затворной жидкостью (оснащен датчиками уровня, температуры, давления), ну и сам насос оснащен датчиками температуры подшипников. Получается все блокировочные позиции, как то, датчики температура подшипников, уровень в бачке, уровень перед насосом, должны по умолчанию заводится в ПАЗ?
Просто у меня следующая ситуация. Есть производство, и у меня проект по замене оборудования. Меняется, допустим, насос со всем необходимым. НО на данной установке нет разделения на РСУ и ПАЗ, всем управляет (в том числе и блокировками) один контроллер. Получается мне, чтобы не нарушать общие правила взрывобезопасности, нужно проектировать систему ПАЗ и заводить блокировочные позиции туда?


sve
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 18 дек 2013, 11:11
Ф.И.О.: Вадим

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение sve » 17 дек 2014, 11:14

Для небольших систем целесообразно использовать один контроллер. Но он должен соответствовать более высоким требованиям, предъявляемым ПАЗ (по сравнению с РСУ).


ter0pefft
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 25 фев 2012, 12:32
Ф.И.О.: Владимир

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение ter0pefft » 17 дек 2014, 16:27

а в каком документе прописаны требования, которым должно соответствовать оборудование для его применения в системах ПАЗ? Вот допустим мне нужно устройство защиты для одного насоса. Заказчик не поймет если я для данной задачи буду разрабатывать шкаф с контроллером ПАЗ. Кто-нибудь сталкивался с подобной ситуацией?


rwg
частый гость
частый гость
Сообщения: 494
Зарегистрирован: 29 апр 2014, 08:57
Ф.И.О.: Рыбкин Владимир Геннадьевич
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 19 раз

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение rwg » 17 дек 2014, 19:02

У меня был опыт работы на агрегате синтеза аммиака. Система защит и блокировок там была, и немаленькая, больше сотни параметров, кроме локальных защит. А термин "система ПАЗ" там никто не слышал . Последнее время его применяют всё чаще, уже применительно к насосам. Поэтому вопрос - ПАЗ - это новое название старого, хорошо известного, что-то принципиально новое, или волшебное заклинание, позволяющее запудрить заказчику мозги и выкачать из него побольше денег? И есть ли какая-нибудь справочная или учебная литература по ней? А то такое впечатление, что про неё никто не знает, но все боятся в этом признаться.


ter0pefft
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 25 фев 2012, 12:32
Ф.И.О.: Владимир

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение ter0pefft » 24 янв 2015, 11:24

Коллеги, появился очередной вопрос. Меняется двигатель дымососа печи. Управление дымососом вручную (что я считаю в корне не правильно), блокировок по технологии нет. Класс зоны В-1а, категория взрывоопасности блока 1. Регламент установки был разработан в 60-х годах, с тех пор мало что изменилось. Систем РСУ/ПАЗ (в современном понимании) нет, в будущем вроде как планируется внедрение. Но проект нужно сделать сейчас. Управление оставляем вручную, а вот в документации на двигатель указано, что необходимо сделать блокировки по температуре подшипников и обмоток, думаю поставить какое-нибудь устройство защиты. Возникает два вопроса:
1. Какое устройство можно использовать для защиты двигателя?
2. В каждой обмотке по 2 терморезистора. Их нужно оба в ПАЗ или с одного брать показания (РСУ), а другой заводить в ПАЗ?

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение hell_boy » 25 янв 2015, 22:08

ter0pefft писал(а):Коллеги, появился очередной вопрос. Меняется двигатель дымососа печи. Управление дымососом вручную (что я считаю в корне не правильно), блокировок по технологии нет. Класс зоны В-1а, категория взрывоопасности блока 1.
Блокировки должны быть не отдельного дымососа, а всей печи. Превышение температуры подшипников или обмоток само по себе может не привести к аварии. Даже поломки двигателя насоса может не быть. Уменьшение разрежения в дымоходе - это блокировочная позиция. То, что Вы хотите сделать - локальная блокировка.
ter0pefft писал(а):1. Какое устройство можно использовать для защиты двигателя?
2. В каждой обмотке по 2 терморезистора. Их нужно оба в ПАЗ или с одного брать показания (РСУ), а другой заводить в ПАЗ?

Я бы использовал релейную схему. Барьер-преобразователь температуры в 4..20 мА-компаратор. Можно в одном флаконе, например http://www.pepperl-fuchs.ru/files/sited ... UT-Ex1.pdf Если у Вас 2 термопары, то достаточно одной штуки. Если терморезисторы - то 2 шт., последовательно по схеме 2 из 2-ух через реле времени (задержка должна быть, иначе ложное срабатывание гарантированно приведет к остановке печи). Сигнал 4..20 мА в РСУ. Вторые контакты реле-барьера должны срабатывать раньше блокировочных с выдачей сигнализации в РСУ (предаварийная сигнализация).
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой


ter0pefft
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 25 фев 2012, 12:32
Ф.И.О.: Владимир

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение ter0pefft » 26 янв 2015, 10:31

hell_boy писал(а):Блокировки должны быть не отдельного дымососа, а всей печи. Превышение температуры подшипников или обмоток само по себе может не привести к аварии. Даже поломки двигателя насоса может не быть. Уменьшение разрежения в дымоходе - это блокировочная позиция. То, что Вы хотите сделать - локальная блокировка.

Ну да, я имел ввиду именно локальную блокировку, для защиты самого дымососа. Потому как в документации производителя прописаны уставки по сигнализации/блокировке.
Ну я в правильном направлении думаю что по-хорошему должна переделываться вся технология установки и управление должно быть посредством контроллеров с разделением на системы РСУ/ПАЗ?
hell_boy писал(а):Если у Вас 2 термопары, то достаточно одной штуки. Если терморезисторы - то 2 шт., последовательно по схеме 2 из 2-ух через реле времени (задержка должна быть, иначе ложное срабатывание гарантированно приведет к остановке печи)

Объясните пожалуйста, почему если термопара то можно использовать одну? И относительно схемы 2 из 2-х, если я правильно понимаю должно выглядеть следующим образом:
1. Оба терморезистора подключаются к барьеру. Далее программно устанавливаются пределы для сигнализации/блокировки.
2. Один релейный выход должен срабатывать раньше и идти на сигнализацию. Ко второму (идет на блокировку) дополнительно цепляем реле времени с задержкой срабатывания или там программно можно организовать?
3. Аналоговый выход барьера завожу на регистратор для индикации показаний. Вот тут вопрос, показания будут соответствовать какому то одному датчику или там усредненное значение по двум каналам?

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение hell_boy » 26 янв 2015, 11:29

ter0pefft писал(а):Ну я в правильном направлении думаю что по-хорошему должна переделываться вся технология установки и управление должно быть посредством контроллеров с разделением на системы РСУ/ПАЗ?
Не всегда переход на контроллеры оправдан, т.к. если проект 60-х годов, то будут несоизмеримые затраты на перепроектирование всего управления, замену датчиков и исполнительных механизмов сотнями. Потом персонал будет привыкать влоть до неприкрытых диверсий в виде отключения ПАЗ. В курсе, что электрические механизмы удаленно можно только останавливать, а запускать - только по месту.
ter0pefft писал(а):Объясните пожалуйста, почему если термопара то можно использовать одну? И относительно схемы 2 из 2-х, если я правильно понимаю должно выглядеть следующим образом:
1. Оба терморезистора подключаются к барьеру. Далее программно устанавливаются пределы для сигнализации/блокировки.
2. Один релейный выход должен срабатывать раньше и идти на сигнализацию. Ко второму (идет на блокировку) дополнительно цепляем реле времени с задержкой срабатывания или там программно можно организовать?
3. Аналоговый выход барьера завожу на регистратор для индикации показаний. Вот тут вопрос, показания будут соответствовать какому то одному датчику или там усредненное значение по двум каналам?
Если внимательно прочитать инструкцию к барьеру, то можно понять, что к нему подсоединяются термопары - по 2 штуки с автодеградацией, термосопротивления - только 1 штуку.
1. Если блокировочная температура 90 гр.С, то с помощью PACTware настраиваем один релейный выход на 90 гр.С, второй - на 85 гр.С. Те контакты, которые 85, - в РСУ 2 по отдельности. Контакты, которые 90, нормально-замкнутые при t<90, при превышении температуры разомкнутся. Если их поставить параллельно в цепь кнопки останова двигателя, то при сработке обоих релейных выходов двигатель остановится. Заодно можно будет барьеры проверять-обслуживать по одному без останова.
2. Про задержку нигде не говорится. Просто по собственному опыту - любая помеха в цепи будет приводить к останову. А если помнить, что пуск осуществляется по месту, то рано или поздно это технологи станут злейшими врагами автоматчиков. 5-10 секунд задержки достаточно. Лучше всего время задержки согласовать с главным технологом и утвердить главным инженером. Программно на барьере не сделаешь, остается реле времени.
3. Лучше - по каждому датчику отдельно. Например, большая разница в показаниях датчиков даст основание для внеочередного ТО или проверки.
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой


ter0pefft
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 25 фев 2012, 12:32
Ф.И.О.: Владимир

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение ter0pefft » 26 янв 2015, 14:49

hell_boy писал(а):Если внимательно прочитать инструкцию к барьеру, то можно понять, что к нему подсоединяются термопары - по 2 штуки с автодеградацией, термосопротивления - только 1 штуку.

По инструкции все понятно, я имел ввиду то, что вы написали выше
hell_boy писал(а): Если у Вас 2 термопары, то достаточно одной штуки. Если терморезисторы - то 2 шт.

почему термопары достаточно одной, а если терморезисторы то заводить оба?
И вот тут видимо ошибка, либо я что-то неправильно понял:
hell_boy писал(а):Контакты, которые 90, нормально-замкнутые при t<90, при превышении температуры разомкнутся. Если их поставить параллельно в цепь кнопки останова двигателя, то при сработке обоих релейных выходов двигатель остановится. Заодно можно будет барьеры проверять-обслуживать по одному без останова.

Наверно все таки нормально-замкнутые контакты должны быть включены последовательно с кнопкой останова? И при срабатывании любого из них двигатель остановится.
Дело в том, что у меня получается что температуру надо контролировать в 10-ти точках (2 температуры подшипников двигателя, 2 температуры подшипников дымососа, по 2 терморезистора в каждой обмотке) и будет шлейф из 10 последовательных нормально-замкнутых контактов?

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение hell_boy » 26 янв 2015, 17:47

ter0pefft писал(а):почему термопары достаточно одной, а если терморезисторы то заводить оба?

На данный барьер можно подключить 2 термопары или 1 терморезистор. Этого достаточно?
ter0pefft писал(а):Наверно все таки нормально-замкнутые контакты должны быть включены последовательно с кнопкой останова? И при срабатывании любого из них двигатель остановится.
Можно делать и так. Но, по 2 штуки терморезисторов в каждом контуре - неспроста. Что будете делать, когда один из контактов в контуре будет замыкаться-размыкаться случайным образом? Такое часто бывает, параллелное включение позволяет проверить цепь без остановки. А вот каждый контур - включается последовательно.
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой


sve
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 18 дек 2013, 11:11
Ф.И.О.: Вадим

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение sve » 27 янв 2015, 10:46

В курсе, что электрические механизмы удаленно можно только останавливать, а запускать - только по месту.

Про какие механизмы идет речь и из каких нормативных документов это следует ?

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение hell_boy » 27 янв 2015, 14:50

sve писал(а):
В курсе, что электрические механизмы удаленно можно только останавливать, а запускать - только по месту.

Про какие механизмы идет речь и из каких нормативных документов это следует ?

ПТЭЭП Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей Глава 2.5 ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ пп. 2.5.5, 2.5.8, 2.5.12, 2.5.16
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой


Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 2568
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 08:12
Ф.И.О.: Гаско Вячеслав Эриевич
Откуда: Рязань, Россия
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 71 раз

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение Ryzhij » 27 янв 2015, 15:35

hell_boy писал(а):
sve писал(а):
В курсе, что электрические механизмы удаленно можно только останавливать, а запускать - только по месту.

Про какие механизмы идет речь и из каких нормативных документов это следует ?

ПТЭЭП Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей Глава 2.5 ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ пп. 2.5.5, 2.5.8, 2.5.12, 2.5.16

Я так и не понял, какое именно положение упомянутых ПТЭЭП Вы трактуете как запрет на дистанционный запуск электродвигателя от Автоматизированной Системы Управления Технологическим Процессом (АСУ ТП)? :o
[spoiler=Извлечение из ПТЭЭП]2.5.5. При кратковременном перерыве электропитания электродвигателей должен быть обеспечен при повторной подаче напряжения самозапуск электродвигателей ответственных механизмов для сохранения механизмов в работе по условиям технологического процесса и допустимости по условиям безопасности.
Перечень ответственных механизмов, участвующих в самозапуске, должен быть утвержден техническим руководителем Потребителя.
2.5.6. Продуваемые электродвигатели, устанавливаемые в пыльных помещениях и помещениях с повышенной влажностью, должны быть оборудованы устройствами подвода чистого охлаждающего воздуха, температура которого и его количество должны соответствовать требованиям заводских инструкций.
Плотность тракта охлаждения (корпуса электродвигателя, воздуховодов, заслонок) должна проверяться не реже 1 раза в год.
2.5.7. Электродвигатели с водяным охлаждением активной стали статора и обмотки ротора, а также со встроенными водяными воздухоохладителями должны быть оборудованы устройствами, сигнализирующими о появлении воды в корпусе. Эксплуатация оборудования и аппаратуры систем водяного охлаждения, качество воды должны соответствовать требованиям заводских инструкций.
2.5.8. На электродвигателях, имеющих принудительную смазку подшипников, должна быть установлена защита, действующая на сигнал и отключение электродвигателя при повышении температуры вкладышей подшипников или прекращении поступления смазки.
2.5.9. Напряжение на шинах распределительных устройств должно поддерживаться в пределах (100 - 105)% от номинального значения. Для обеспечения долговечности электродвигателей использовать их при напряжении выше 110 и ниже 90% от номинального не рекомендуется.
При изменении частоты питающей сети в пределах +/- 2,5% от номинального значения допускается работа электродвигателей с номинальной мощностью.
Номинальная мощность электродвигателей должна сохраняться при одновременном отклонении напряжения до +/- 10% и частоты до +/- 2,5% номинальных значений при условии, что при работе с повышенным напряжением и пониженной частотой или с пониженным напряжением и повышенной частотой сумма абсолютных значений отклонений напряжения и частоты не превышает 10%.
2.5.10. На групповых сборках и щитках электродвигателей должны быть предусмотрены вольтметры или сигнальные лампы контроля наличия напряжения.
2.5.11. Электродвигатели механизмов, технологический процесс которых регулируется по току статора, а также механизмов, подверженных технологической перегрузке, должны быть оснащены амперметрами, устанавливаемыми на пусковом щите или панели. Амперметры должны быть также включены в цепи возбуждения синхронных электродвигателей. На шкале амперметра должна быть красная черта, соответствующая длительно допустимому или номинальному значению тока статора (ротора).
На электродвигателях постоянного тока, используемых для привода ответственных механизмов, независимо от их мощности должен контролироваться ток якоря.
2.5.12. Электродвигатели с короткозамкнутыми роторами разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего - 1 раз, если заводской инструкцией не допускается большего количества пусков. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя в течение времени, определяемого заводской инструкцией для данного типа электродвигателя.
Повторные включения электродвигателей в случае отключения их основными защитами разрешаются после обследования и проведения контрольных измерений сопротивления изоляции.
Для электродвигателей ответственных механизмов, не имеющих резерва, одно повторное включение после действия основных защит разрешается по результатам внешнего осмотра двигателя.
Повторное включение электродвигателей в случае действия резервных защит до выяснения причины отключения не допускается.
2.5.13. Электродвигатели, длительно находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску; их необходимо периодически осматривать и опробовать вместе с механизмами по графику, утвержденному техническим руководителем Потребителя. При этом у электродвигателей наружной установки, не имеющих обогрева, должны проверяться сопротивление изоляции обмотки статора и коэффициент абсорбции.
2.5.14. Вертикальная и поперечная составляющие вибрации (среднеквадратичное значение виброскорости или удвоенная амплитуда колебаний), измеренные на подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должны превышать значений, указанных в заводских инструкциях.
При отсутствии таких указаний в технической документации вибрация подшипников электродвигателей, сочлененных с механизмами, должна быть не выше следующих значений:

Синхронная частота вращения, 3000 1500 1000 750 и менее
об./мин.

Удвоенная амплитуда колебаний
подшипников, мкм 30 60 80 95

Допускается работа агрегатов с повышенной вибрацией подшипников электродвигателей, сочлененных с механизмами, работающими в тяжелых условиях, у которых вращающиеся рабочие части быстро изнашиваются, а также электродвигателей, сроки эксплуатации которых превышают 15 лет, в течение времени, необходимого для устранения причины повышения вибрации. Нормы вибрации для этих условий не должны быть выше следующих значений:

Синхронная частота вращения, 3000 1500 1000 750 и менее об./мин.

Удвоенная амплитуда колебаний
подшипников, мкм 30 100 130 160

Периодичность измерения вибрации подшипников электродвигателей ответственных механизмов должна быть установлена графиком, утвержденным техническим руководителем Потребителя.
2.5.15. Контроль за нагрузкой электродвигателей, щеточным аппаратом, вибрацией, температурой элементов и охлаждающих сред электродвигателя (обмотки и сердечники статора, воздуха, подшипников и т.д.), уход за подшипниками (поддержание требуемого уровня масла) и устройствами подвода охлаждающего воздуха, воды к воздухоохладителям и обмоткам, а также операции по пуску и останову электродвигателя должен осуществлять персонал подразделения, обслуживающего механизм.
2.5.16. Электродвигатели должны быть немедленно отключены от сети в следующих случаях:
- при несчастных случаях с людьми;
- появлении дыма или огня из корпуса электродвигателя, а также из его пускорегулирующей аппаратуры и устройства возбуждения;
- поломке приводного механизма;
- резком увеличении вибрации подшипников агрегата;
- нагреве подшипников сверх допустимой температуры, установленной в инструкции завода-изготовителя.
В эксплуатационных инструкциях могут быть указаны и другие случаи, при которых электродвигатели должны быть немедленно отключены, а также определен порядок устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей.[/spoiler]
Истолкуйте, plz! :ges_hmm:
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может». Жан-Поль Сартр

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение hell_boy » 27 янв 2015, 22:49

2.5.5. При кратковременном перерыве электропитания электродвигателей должен быть обеспечен при повторной подаче напряжения самозапуск электродвигателей ответственных механизмов для сохранения механизмов в работе по условиям технологического процесса и допустимости по условиям безопасности.
Перечень ответственных механизмов, участвующих в самозапуске, должен быть утвержден техническим руководителем Потребителя
Попробуйте истолковать следующие термины:
- ответственный механизм;
- кратковременный перерыв электропитания (сколько это: 1 секунда, 20 секунд, 600 секунд? был ли перерыв электропитания, может, просто показалось? чем регистрировать перерыв электропитания? как раздавать сигнал по АСУ ТП? физическим или интерфейсным линиям? один сигнал на всех или для каждого двигателя свой?);
- самозапуск (сам не запускается, если это только не однофазник, воткнутый в розетку. что-то должно все же запускать: ПЛК со среднего уровня, софтлогика на верхнем уровне, ПАЗ?);
- условия технологического процесса;
- допустимость по условиям безопасности;
Составить перечень и утвердить техническим руководителем. А технический руководитель будет сопротивляться.
Допустим есть такой перечень. Осталось алгоритм АПВ реализовать, с учетом "условий технологического процесса и допустимости по условиям безопасности".
2.5.12. Электродвигатели с короткозамкнутыми роторами разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего - 1 раз, если заводской инструкцией не допускается большего количества пусков. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя в течение времени, определяемого заводской инструкцией для данного типа электродвигателя.
Повторные включения электродвигателей в случае отключения их основными защитами разрешаются после обследования и проведения контрольных измерений сопротивления изоляции.
Для электродвигателей ответственных механизмов, не имеющих резерва, одно повторное включение после действия основных защит разрешается по результатам внешнего осмотра двигателя.
Повторное включение электродвигателей в случае действия резервных защит до выяснения причины отключения не допускается.
Опять же - термины:
- холодное состояние (начали пускать их холодного состояния, возник кратковременный перерыв электропитания - это входит в разрешенных 2 раза или нет? 2 раза неудачно запустили холодного, сколько ждать перехода их холодного в холодное состояние?)
- горячее состояние (40 градусов в обмотках - горячее, а 39.9? В заводской инструкции на импортный двигатель ничего не написано, что делать?)
- основные и резервные защиты (превышение температуры подшипника на одном из 2-х датчиков - основная или резервная защита? а по 2-м из 2-х датчиков? без разницы по какому типу защиты двигателя: все-равно минимально необходим внешний осмотр, вот тот, кто осматривал, мерял сопротивление изоляции или выяснял причину отключения пусть кнопкой по месту и пускает)

Как АСУ ТП при запуске будет учитывать факторы п.2.5.16
- при несчастных случаев с людьми;
- появление дыма или огня из корпуса электродвигателя, а также из его пускорегулирующей аппаратуры и устройства возбуждения;
- поломку приводного механизма;
?
В остатке:
1. пуск от АСУ ТП разрешен электродвигателей, находящихся в резерве. Причем, если работающий основной электродвигатель остановился по какой-либо причине, кроме остановки и/или перехода на резервный оператором, то его надо первым делом осмотреть и только потом ставить в резерв;
2. пуск от АСУ ТП разрешен электродвигателей ответственных механизмов при кратковременном пропадании электропитания, с учетом технологических условий и условий безопасности.
п.1 Часто встречается. Но даже при 100% автоматизации после остановки двигателя, для его ввода в резерв надо чтобы человек, а не машина выполнил определенные действия.
п.2 встречал на пожарных насосах, но там действуют дополнительные нормы МЧС. И в телемеханике, там - ведомственные регламенты, утвержденные техническим руководителем.
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой


Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 2568
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 08:12
Ф.И.О.: Гаско Вячеслав Эриевич
Откуда: Рязань, Россия
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 71 раз

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение Ryzhij » 28 янв 2015, 09:48

Вы серьёзно или придуриваетесь?
Попробуйте истолковать следующие термины:
- ответственный механизм;
- кратковременный перерыв электропитания (сколько это: 1 секунда, 20 секунд, 600 секунд? был ли перерыв электропитания, может, просто показалось? чем регистрировать перерыв электропитания? как раздавать сигнал по АСУ ТП? физическим или интерфейсным линиям? один сигнал на всех или для каждого двигателя свой?);
- самозапуск (сам не запускается, если это только не однофазник, воткнутый в розетку. что-то должно все же запускать: ПЛК со среднего уровня, софтлогика на верхнем уровне, ПАЗ?);
- условия технологического процесса;
- допустимость по условиям безопасности;
Вы и в правду не знаете значений этих терминов? Тогда открою Вам страшную тайну - с библейских времён "за все отвечает серебро" (Еккл.10:19). :ext_secret:
В этом же кроется и ответ на все Ваши вопросы.
"Ответственый механизм" - устройство, отказ работы которого однозначно влечёт за собою существенные экономические потери.
"Кратковременный перерыв электропитания" - временной промежуток, по истечении которого, технологический процесс может быть возобновлён автоматически без существенных экономических потерь.
И так далее...

Вы и вправду в сомнениях, по каким сигналам можно судить об остановке электропривода и/или механизма? :o
На возмездной основе готов научить Вас на конкретных примерах Ваших технологических установок.

Вообще, ПТЭЭП, на которые Вы ссылаетесь, это только ма-а-аленькая часть нормативной базы в области промышленной безопасности. :ext_book:
Составить перечень и утвердить техническим руководителем. А технический руководитель будет сопротивляться.

А Вы полагаете, что можно проектировать и/или эксплуатировать что-либо не неся за это никакой ответственности? Ни за экономические потери в случае брака или простоя, ни за последствия аварий? :ges_hmm:

Ваши рассуждения о "самозапуске", честно говоря, доставили :ext_hooray:
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может». Жан-Поль Сартр

Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Ф.И.О.: Дмитрий
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 22 раза

Re: Проектирование систем ПАЗ

Сообщение hell_boy » 28 янв 2015, 12:10

Ryzhij писал(а):Вы серьёзно или придуриваетесь? ... Ваши рассуждения о "самозапуске", честно говоря, доставили
Напрасно иронизируете... Не хотел рассказывать, но раз пошла такая пьянка... На одном из заводов остановилась мешалка, заклинило ее. Открыли, во внутрь залез человек убрать содержимое. В это время - пропадание питания на основном вводе и переход на резервный ввод. Срабатывает самозапуск. Проектант - буржуйская контора. Все сделано по проекту, проект прошел все экспертизы. Эксплуатант - юридически является арендатором. Владелец - оффшор. Мешалка - ответственный механизм или нет, если рядом стоит еще 7 таких же, но пустых?
[spoiler=Релейная защита и автоматика питающих элементов собственных нужд тепловых электростанций.
Байтер И.И. 1968. стр.3]Механизмы собственных нужд электростанций по значению и влиянию на бесперебойность работы электростанции разделяются на ответственные и неответственные.
Ответственными механизмами являются механизмы, прекращение работы которых вызывает остановку котлов или турбин или требует снижения нагрузки на электростанции (питательный насос, дутьевой вентилятор, дымосос, циркуляционный насос и др.).
Неответственными механизмами являются механизмы, непродолжительная остановка которых не вызывает нарушения режима работы основного оборудования (механизмы топливоподачи, химводоочистки, золоудаления и др.).[/spoiler]
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой


Вернуться в «Общие вопросы»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей