Профиль должен быть заполнен на русском языке кириллицей. Заполнение профиля заведомо ложными или некорректными данными - причина возможного отказа в регистрации на форуме.

Диспетчеризация - what it is?

Обсуждение вопросов, не относящихся ни к одному из других подразделов
Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7878
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 63 раза
Контактная информация:

Диспетчеризация - what it is?

Сообщение TEB » 10 фев 2009, 09:55

Вопрос навеян этим топиком.

Кто-нибудь может четко, аргументированно и однозначно пояснить, что такое "диспетчеризация" в АСУТП? АСУТП которая ничем не управляет - только следит и отображает? АСУТП которая не имеет других действий кроме как "включить"/"выключить"?

На каждом углу слышу это слово, и употребляют его каждый раз имея в виду что-то новое (такое впечатление что употребляют за громоздкость и значимость, а не по смыслу - каша в голове).
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.


Вован

Re: Диспетчеризация - what it is?

Сообщение Вован » 10 фев 2009, 10:47

В двух словах на форуме это трудно аргументированно обьяснить. Я, например, не рассматриваю определение АСУ ТП как догму. У нее очень много разных проявлений. И САУК, и АСКУЭ, тоже, своего рода, АСУ ТП. Есть производства, где по тем или иным причинам (называть не буду, сами должны понимать) невозможно полностью автоматизировать ТП. Такими производствами всегда управлял диспетчер. Не в смысле вкл/выкл, (хотя, некоторые действия по вкл/выкл диспетчер совершает благодаря соотв. аппаратуре). Управление велось, как правило, выдачей голосовых управляющих команд оперативному персоналу. Обратная связь по воздействию - аналогично. Это называется оперативное диспетчерское управление. С появлением современных средств автоматизации появилась возможность предоставлять диспетчеру информацию в реальном времени и часть управляющих воздействий (ну не получится на 100% - люди не автоматизируются) автоматизировать. Что дало поистине невероятные преимущества в диспетчерском управлении. Такие системы называются АСОДУ, или АСДУ. Что так же является разновидностью АСУ ТП. Просто нельзя букву А в АСУ ТП рассматривать как АВТОМАТИЧЕСКАЯ, это - АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ. Начало развития этих систем положено еще при советской власти (ИМХО). И, думаю, будет развиваться далее и именно в этом понимании (АСОДУ). И, кстати, очень интересная тема.

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7878
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 63 раза
Контактная информация:

Re: Диспетчеризация - what it is?

Сообщение TEB » 10 фев 2009, 10:52

Википедия:

Диспетчеризация (англ. dispatch — быстро выполнять) — процесс централизованного оперативного контроля, управления, координации какого-либо процесса с использованием оперативной передачи информации между объектом диспетчеризации и пунктом управления.

Видеодиспетчеризация — разновидность диспетчеризации, при которой используется видеоизображение с объекта диспетчеризации.


Если диспетчеризация - процесс контроля, т.е. действие, то.... В принципе вахтенный офицер в рубке парохода занимается диспетчеризацией парохода, оперативно получая информацию от самых разных датчиков и систем на пульты управления в рубке. :) Т.е. он - диспетчер Получается, что любая АСУТП, имеющая на верхнем уровне пользовательский интерфейс (будь то АРМ на базе ПК или огромную стену с мнемосхемой и лампочками/кнопками). Пилот штурмовика СУ-30 или ИЛ-96, водитель авто, оператор автоматизированной сборочной линии в производственном цеху, и даже может быть Президент РФ - сплошь диспетчеры: у них есть интерфейс куда собирается информация о тех.системах того чем управляют, и есть органы управления (переключатели, ручки, манипуляторы, мышь, клавиатура, а у Президента еще есть телефоны и Правительство).

В итоге получаем что диспетчеризация - это всё что угодно, где есть один (или несколько) управляющих наверху, отдающих указания вниз, у которых есть для этого хоть какой-то технический интерфейс чтоб не бегать и не напрягаться физически. Т.е. любая АСУ с интерфейсом на ВУ, то есть каждая вообще (безинтерфейсные АСУ бывают, но очень специфичны - например САУ управления направлением тяги двигателей на том-же штурмовике СУ-30).

Вывод: термин применительно к АСУТП совершенно нелепый и бесполезный. Но модный. :)
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.


Вован

Re: Диспетчеризация - what it is?

Сообщение Вован » 10 фев 2009, 11:34

Я, конечно, не претендую на истинное понимание диспетчеризации. В вышеуказанной теме вообще сказано "круто" - ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ АСУ ТП!
Что касается пилота СУ-30, водителя автомобиля - сравнение некорректное. СУ-30, автомобиль являются законченной автономной машиной. Мы же не будем токаря называть диспетчером. Он токарь. Президент - управляет политическо,-экономическо,- социальными процессами. Мы же говорим о ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ. Вахтенного офицера тоже трудно подвести под диспетчера. Я, конечно, на судах не ходил, но мне кажется, что в обычном режиме "колаберь" плывет по "штатным инструкциям". Вахтенный становится в какой-то степени диспетчером при нештатной ситуации. Диспетчер же при нештатной ситуации использует специальную инструкцию для принятия определенных мер, но в конечном итоге, при перорй возможности передает управление руководителю ликвидации аварии (если сам таковым не является, или пункт управления переносится в другое место), а в остальное время, т.е. в обычном режиме, управляет ТЕХНОЛОГИЕЙ, а не отдельными ее узлами или агрегатами. И даже не отдельными подсистемами.

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7878
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 63 раза
Контактная информация:

Re: Диспетчеризация - what it is?

Сообщение TEB » 10 фев 2009, 13:28

Дим, цель у меня лично очень простая - разобраться и понять 1 раз, после чего не возвращаться к этому вопросу. :) Я ж не против терминологии - я понять хочу.

К вопросу о вахтенном офицере на пароходе. Само на пароходе ничего не делается. Судоводитель сам отслеживает ситуацию и рулит (сам непосредственно или на старых плохо автоматизированных пароходах посредством указаний команде). Рулит балластной системой если у парохода крен/диффирент - есть отдельный пульт балластной системы, можно закачать в любой балластный танк нужное количество воды нужным насосом через нужные задвижки, чтобы выровнять пароход. Также может перекачать топливо из одного танка в другой для той же цели. Рулит электростанцией если например предвидит что нужен запас мощности (иногда он просто обязан его иметь - так требуют Правила). Рулит вентиляцией и еще прорвой систем. Удержание на курсе - это отдельный процесс, автоматизированный (есть авторулевые). Так что диспетчер, и еще какой - видит весь пароход и управляет каждой из его систем, это и есть его работа.

Но это лирика, вернемся на берег. :) Правильно я понимаю, что система диспетчерского контроля предназначена для выполнения описанных тобой функций, стало быть там где это всё - термин уместен? И в общем это частный случай АСУТП (хотя на самом деле очень распространенный). ДА?
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.

Аватара пользователя

Автор темы
TEB
специалист по DEIF
специалист по DEIF
Сообщения: 7878
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01
Ф.И.О.: Евгений свет Брониславович
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 63 раза
Контактная информация:

Re: Диспетчеризация - what it is?

Сообщение TEB » 10 фев 2009, 15:32

Дмитрий Милосердов писал(а):Жень, ну я считаю - нет такого термина- Диспетчеризация. Точнее он конечно есть, но как-то все размыто.


Значит я не одинок в своих заблуждениях. :) По мне так тоже АРМ и всё.
По вопросам работы Форума можно обратиться ко мне, или по этим контактам.


Максим Ананских

Re: Диспетчеризация - what it is?

Сообщение Максим Ананских » 24 мар 2009, 16:34

Дмитрий Милосердов писал(а):Жень, ну я считаю - нет такого термина- Диспетчеризация. <...> Я бы назвал проще-описаное в ГОСТ: Информационная Система. <...> Там могут быть функуции управления, не могут...не важно. Буржуи вообще не задумываются- называют HMI :) у нас-АРМ.


Я уверен, что диспетчеризация - это и есть оперативно-диспетчерское управление. Вопрос терминологии, согласен, достаточно скользкий.

А вот с тем, что это понятие соответствует АРМ или HMI, не согласен. АРМ может быть компонентом системы АСОДУ (SCADA). Обратное, вообще говоря, неверно. А HMI (ЧМИ, см. соотв. ГОСТ) может входить в состав как АРМ, так и непосредственно управляемого объекта...


Максим Ананских

Re: Диспетчеризация - what it is?

Сообщение Максим Ананских » 25 мар 2009, 02:20

Дмитрий Милосердов писал(а):Согласно определению, приведенному в ГОСТ 34.003-90, автоматизированное рабочее место (АРМ) — это «программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида»


Выходит, я был прав. АРМ может входить в АСОДУ, но не наоборот =)

Дмитрий Милосердов писал(а):И вообще, ЧМИ это по большому счету ручное УСО :) (устройство связи человека с объектом) Насчет непосредственно управляемого объекта там вроде ничего не сказано (ГОСТ Р МЭК 60447-2000 ).


Спасибо, Дмитрий, что не поленились заглянуть в ГОСТ. Что такое HMI, достаточно понятно на интуитивном уровне. Это те средства, посредством которых человек обменивается информацией с неким объектом (машиной). Не обязательно дистанционно. В простейшем случае - кнопка с лампочкой это тоже HMI. В более сложном случае - форма на экране монитора и мышка...


Максим Ананских

Re: Диспетчеризация - what it is?

Сообщение Максим Ананских » 25 мар 2009, 14:01

Я тоже понятия "АРМ" у буржуев не встречал. Да и "программно-аппаратных комплексов" что-то не припомню...


Вернуться в «Общие вопросы»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей