1. Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
  2. Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
  3. Не писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - вместо этого создать новую тему.
  4. За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения.
  5. Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
  6. Перед тем как что-то написать - читать здесь и здесь, а студентам - обязательно здесь.
  7. Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.

Организация аварийного останова

Обсуждение вопросов, не относящихся ни к одному из других подразделов

Модератор: kirillio

Закрыто

Автор темы
robot114
новенький
новенький
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 28 ноя 2023, 13:16
Имя: Эльмир

Организация аварийного останова

Сообщение robot114 »

Добрый день!
У меня произошла следующая ситуация. На производстве сигнал от аварийной кнопки шёл на прямую на дискретный вход моего ПЛК. После его нажатия процесс останавливался по цепочке: Аварийная кнопка- мой ПЛК -ПЛК привода - ПЧ привода. Как понимаете, электрически сигнал был только от кнопки до моего ПЛК, дальше сигнал передавался по ProfiNet. Было решено поставить реле безопасности один из выходов которого шёл на мой ПЛК, другой кабелем на физический вход ПЧ. Однако поступил вопрос в целесообразности такого решения. Простого аргумента что так надёжнее не достаточно, я решил найти какие либо стандарты, однако в них нет чёткого ответа.
Стандарты которые я читал:
DIN EN 60204-1
DIN EN ISO 13850

Можете подсказать какой-либо стандарт, или ГОСТ или правило, на которое можно ссылаться в данной ситуации?
Последний раз редактировалось robot114 28 ноя 2023, 14:46, всего редактировалось 1 раз.

olexsa
эксперт
эксперт
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 29 май 2009, 21:40
Имя: Александр
Страна: Россия
город/регион: Курган
Благодарил (а): 77 раз
Поблагодарили: 159 раз

Организация аварийного останова

Сообщение olexsa »

что за производство? Что за оборудование? Сфера деятельности?

Михайло
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3577
Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
город/регион: г. Чехов, МО
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 271 раз

Организация аварийного останова

Сообщение Михайло »

Разное оборудование имеет разные уровни опасности и соответственно должны быть уделены разные меры обеспечения безопасности. Или говоря научными словами, нужно проводить анализ и оценку рисков.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17594
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 826 раз
Поблагодарили: 1654 раза

Организация аварийного останова

Сообщение Jackson »

robot114 писал(а): 28 ноя 2023, 13:40 Однако поступил вопрос в целесообразности такого решения.
Тем кто задал этот вопрос, можете посоветовать увольняться. Я серьёзно.
А Вам - тоже крепко задуматься. Потому что Аварийный останов никак не должен идти той дорогой, которую Вы предусмотрели. Либо уберите слово "аварийный", либо делайте как предложили.

И прямой сигнал должен идти, желательно, не только на ПЧ.
Сигнал, я надеюсь, нормально закрытым контактом хоть? На разрыв?
olexsa писал(а): 28 ноя 2023, 14:16 что за производство? Что за оборудование? Сфера деятельности?
Никакого значения это не имеет в вопросе автора.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

VADR
администратор
администратор
Сообщения: 4743
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 07:12
Имя: Диев Александр Васильевич
Страна: Россия
город/регион: г. Сегежа, Карелия
Благодарил (а): 225 раз
Поблагодарили: 397 раз

Организация аварийного останова

Сообщение VADR »

olexsa писал(а): 28 ноя 2023, 14:16 что за производство? Что за оборудование? Сфера деятельности?
Jackson писал(а): 28 ноя 2023, 14:54 Никакого значения это не имеет в вопросе автора.
Разница есть. Не везде аварийный останов - это простое отключение всех приводов. На паровых котлах, к примеру, при аварийном останове надо кучу действий сделать: как минимум - одни задвижки закрыть, другие открыть; какие-то привода останавливаются, какие-то - в зависимости от конкретной защиты. Когда это делалось на релейных схемах - получалась весьма серьёзная паутина, в которой не каждый КИПовец разберётся. Так что для таких объектов реализация ПАЗ в контроллере - нормальное явление, но тут появляются специальные требования к контроллерам (и не только). А там, где какая-нибудь конвейерная линия - там да, аварийный стоп делается отключением всех приводов, причём обычно сразу двумя путями: через контроллер и напрямую физическим сигналом.
Повторное использование кода не отменяет повторного использования мозга при его повторном использовании.

olexsa
эксперт
эксперт
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 29 май 2009, 21:40
Имя: Александр
Страна: Россия
город/регион: Курган
Благодарил (а): 77 раз
Поблагодарили: 159 раз

Организация аварийного останова

Сообщение olexsa »

VADR писал(а): 28 ноя 2023, 19:56 А там, где какая-нибудь конвейерная линия - там да, аварийный стоп делается отключением всех приводов, причём обычно сразу двумя путями: через контроллер и напрямую физическим сигналом.
В последнее время с такими и сталкивался. Только алгоритм чуть-чуть иной:
- если аварийный останов по какой то из защит, в том числе и активация оператором аварийной кнопки на СКАДЕ, то выполняется с учетом необходимых алгоритмов;
- если аварийный стоп с кнопки, то минимальный набор отключаемых механизмов релейной схемой, но при этом самый необходимые непосредственно с кнопки, и при этом также передается информация на ПЛК с этой же кнопки. И ПЛК далее по заложенным алгоритмам выполняет команду останова. При этом дублируя команду на отключение основных механизмов. До получения информации, что они отключены.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17594
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 826 раз
Поблагодарили: 1654 раза

Организация аварийного останова

Сообщение Jackson »

VADR писал(а): 28 ноя 2023, 19:56 Разница есть. Не везде аварийный останов - это простое отключение всех приводов.
Саш, я понимаю что иной техпроцесс погасить - целая последовательность. Иной процесс. Тут же автор чётко описал: сигнал улетает в ПЧ и только в него, ПЧ останавливается по единственному сигналу. Другой технологии нет на этой кнопке.

Просто русский язык используется, я бы сказал, халатно. Уберите слово "аварийный", есть понятие "быстрый останов" (Fast Stop) - и всё ОК. Просто меняется алгоритм останова, и слать этот сигнал уже можно любым способом. И кнопка должна быть не красный грибок. И ПАЗом это назвать уже никак нельзя. Но за язык никто автора не тянул - он написал "Аварийный", это значит либо "если не сработает то аария гарантированно случится" либо "авария уже случилась и надо тормозить срочно невзирая на послествия". Быстрый стоп - это технология. Аварийный стоп - это уже ПАЗ, а где ПАЗ там и все вытекающие из этого вещи. Реле безопасности, которое предложил автор, тоже не ставят на технологию - его ставят как элемент ПАЗ.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Михайло
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3577
Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
город/регион: г. Чехов, МО
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 271 раз

Организация аварийного останова

Сообщение Михайло »

Михайло писал(а): 28 ноя 2023, 14:45 анализ и оценку рисков.
По ГОСТ ISO 12100-2013
Аватара пользователя

kirillio
И жнец, и чтец...
И жнец, и чтец...
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 26 май 2022, 09:48
Имя: Кирилл
Страна: РФ
город/регион: Москва
Благодарил (а): 323 раза
Поблагодарили: 296 раз

Организация аварийного останова

Сообщение kirillio »

robot114 писал(а): 28 ноя 2023, 13:40 Стандарты которые я читал:
А Вы из Европы?
robot114 писал(а): 28 ноя 2023, 13:40 Можете подсказать какой-либо стандарт, или ГОСТ или правило
Пожалуйста:
[+]
ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р МЭК 62061-2015 Безопасность оборудования. Функциональная безопасность систем управления связанных с безопасностью
ГОСТ Р МЭК 61131-6-2015 Часть 6. Безопасность функциональная
А также неплохо было бы заглянуть вот сюда.
Зри в корень!
Аватара пользователя

keysansa
эксперт
эксперт
Сообщения: 2340
Зарегистрирован: 20 дек 2018, 04:45
Имя: Сергей
Страна: РБ/РФ
город/регион: РФ Сергиев Посад
Благодарил (а): 1998 раз
Поблагодарили: 176 раз

Организация аварийного останова

Сообщение keysansa »

Jackson писал(а): 28 ноя 2023, 21:29 Просто русский язык используется, я бы сказал, халатно. Уберите слово "аварийный", есть понятие "быстрый останов" (Fast Stop) - и всё ОК.
Имхо - тоже не правильно. С точки зрения станков с ЧПУ - "Аварийный останов" может быть в замкнутом конуре (FastStop, когда напряжние с привода снимается только после его полного останова) и на выбеге (Open loop stop). И то и то аварийный...
В трансформаторной будке живет трансформаторная собака (с) Прозрачный гонщик.
Аватара пользователя

VADR
администратор
администратор
Сообщения: 4743
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 07:12
Имя: Диев Александр Васильевич
Страна: Россия
город/регион: г. Сегежа, Карелия
Благодарил (а): 225 раз
Поблагодарили: 397 раз

Организация аварийного останова

Сообщение VADR »

Jackson писал(а): 28 ноя 2023, 21:29 Тут же автор чётко описал: сигнал улетает в ПЧ и только в него, ПЧ останавливается по единственному сигналу. Другой технологии нет на этой кнопке.
А, ну если так - то да, вариантов особо нет. Разве что варианты реализации: к примеру, у ABB для частотников ACS880 есть специальный модуль характерного жёлтого цвета :) как раз для целей аварийного останова. Там банальные дискретные входы/выходы (можно сигнал на другие приводы по цепочке передавать), но сигнал, приходящий через этот модуль, имеет максимальный приоритет. К примеру, если частотник настроен для обычного стопа на останов на выбеге, а для аварийного - на быстрый останов, - при одновременном поступлении двух сигналов из разных источников будет быстрый останов.
Повторное использование кода не отменяет повторного использования мозга при его повторном использовании.
Аватара пользователя

Looker
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1116
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 11:32
Имя: Дитрих Евгений Линусович
город/регион: Донецк
Благодарил (а): 323 раза
Поблагодарили: 218 раз

Организация аварийного останова

Сообщение Looker »

VADR писал(а): 28 ноя 2023, 19:56А там, где какая-нибудь конвейерная линия - там да, аварийный стоп делается отключением всех приводов
Не везде, пример: комбикормовый завод, включение делается с "хвоста", выключение с "головы". В качестве аварии чаще всего выступают датчики забуривания и при неправильном выключении проблема усугубляется, а сколько ненормативной лексики от слесарей...
_______________________________________________
Узкая специализация в широком смысле этого слова ведет к широкой идиотизации в узком смысле этого слова . (С) Бернард Шоу
Аватара пользователя

petr2off
эксперт
эксперт
Сообщения: 1625
Зарегистрирован: 06 янв 2016, 19:45
Имя: Петров В.Л.
Страна: Россия
город/регион: Красноярск
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 191 раз

Организация аварийного останова

Сообщение petr2off »

Jackson писал(а): 28 ноя 2023, 21:29 Просто русский язык используется, я бы сказал, халатно
Часто просто есть не понимание, что за термином может последовать целая цепочка требований. Я с этим столкнулся когда программу для ПЭНа писал. Не подумавши в документации написал технологическая защитаю Меня начальник - малеха поругал, пиши говорит защитная блокировка, алгоритмически ничего не меняется, а с точки зрения требований и регламента две очень большие разницы.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17594
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 826 раз
Поблагодарили: 1654 раза

Организация аварийного останова

Сообщение Jackson »

keysansa писал(а): 28 ноя 2023, 22:24 Имхо - тоже не правильно.
Но по крайней мере так принято.
petr2off писал(а): 29 ноя 2023, 03:17 Часто просто есть не понимание, что за термином может последовать целая цепочка требований.
Может быть. Но даже независимо от этого онимания, любое слово имеет значение. Словари толковые придуманы для того, чтобы разые люди использовали одинаковые значения - для взаимопонимания. Да кто ж теперь их читает.... Так и живём.

"Слово есть поступок" (с) Л.Н.Толстой. вот если бы за кажое слово прилетало его значение - как-то больше было бы понимания.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

pkl58
частый гость
частый гость
Сообщения: 453
Зарегистрирован: 19 мар 2012, 20:04
Имя: Павел
Страна: Россия
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 53 раза

Организация аварийного останова

Сообщение pkl58 »

Looker писал(а): 29 ноя 2023, 02:43
VADR писал(а): 28 ноя 2023, 19:56А там, где какая-нибудь конвейерная линия - там да, аварийный стоп делается отключением всех приводов
Не везде, пример: комбикормовый завод, включение делается с "хвоста", выключение с "головы". В качестве аварии чаще всего выступают датчики забуривания и при неправильном выключении проблема усугубляется, а сколько ненормативной лексики от слесарей...
Аварийная остановка должна выключать все и сразу. На то она и аварийная. А остановка с "хвоста" вызвана технологической необходимостью, чтобы не "завалить" последующие конвейеры. У нас на подобной линии ( производство стружки) сделано так. При этом аварийные кнопки доступны с рабочих мест персонала. А технологический останов ( в том числе с датчиков переполнения( забуривания и т.д ) либо с рабочего места оператора либо автоматически.
Аватара пользователя

kirillio
И жнец, и чтец...
И жнец, и чтец...
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 26 май 2022, 09:48
Имя: Кирилл
Страна: РФ
город/регион: Москва
Благодарил (а): 323 раза
Поблагодарили: 296 раз

Организация аварийного останова

Сообщение kirillio »

pkl58 писал(а): 29 ноя 2023, 08:05 Аварийная остановка должна выключать все и сразу. На то она и аварийная.
Что там должно или не должно и в какой мере - это задают технологи, и безопасники, в каждом конкретном случае, а не просто потому что кто-то решил по своему трактовать слово "аварийный".
На то есть Приложение Е, ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007, приведённого выше.
Зри в корень!
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17594
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 826 раз
Поблагодарили: 1654 раза

Организация аварийного останова

Сообщение Jackson »

pkl58 писал(а): 29 ноя 2023, 08:05 Аварийная остановка должна выключать все и сразу.
Всё, но не сразу, а в соответствии с безопасностью техпроцесса. Останов должен быть настолько же быстрым, насколько и безопасным. Иные техпроцессы часами, днями могут останавливаться. Чернобыль 1986 года тому пример - вот, погасили всё и сразу. Так погасили что по сей день продолжают гасить.

Со слов автора - у него всё и сразу, у него "всё" это всего лишь один ПЧ. Но может быть и по-другому.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 602 раза
Поблагодарили: 760 раз

Организация аварийного останова

Сообщение Ryzhij »

Есть такой Технический Регламент ТР ТС-010 "О безопасности машин и механизмов" (в РФ имеет силу ФЗ).
Под этим ТР есть ГОСТ ISO 12100-2013 "Безопасность машин. Основные принципы конструирования, оценки риска и снижения риска" , в котором, помимо прочего, есть раздел 6.2.11 "Соблюдение требований безопасности при проектировании системы управления машиной" и подразделы:
6.2.11.3 "Пуск и остановка машины (механизма)" и
6.2.11.7 "Функции безопасности, осуществляемые программируемыми электронными системами управления"
Вот положениями этого стандарта и надо руководствоваться, и на него ссылаться обсуждая "хотелки" заказчика.
Соответствует автоматика необходимому УПБ (SIL) и другим требованиям стандарта - нет проблем.
Если же есть сомнения и/или несоответствия, то указываем на них и выполняем мероприятия по приведению в соответствие требованиям законодательства в области технического регулирования. Тратим деньги на "приведение к нормам". Заказчик не хочет? Фиксируем сие на бумаге (протокол совещания, протокол разногласий и/или т.п.), отказываемся от гарантий в этой части, и складываем всё в "папочку".
Юрист подскажет, как правильно всё оформить.
Последний раз редактировалось Ryzhij 29 ноя 2023, 12:59, всего редактировалось 1 раз.
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17594
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 826 раз
Поблагодарили: 1654 раза

Организация аварийного останова

Сообщение Jackson »

Ryzhij писал(а): 29 ноя 2023, 11:31 и складываем всё в "папочку".
Юрист подскажет, как правильно всё оформить.
Ибо прокурор потом спросит:
Ну, милок, каков итог?
Обмишурился чуток?
Только сей чуток потянет
Лет, примерно, на пяток.

(с)
Ryzhij, спасибо!
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 602 раза
Поблагодарили: 760 раз

Организация аварийного останова

Сообщение Ryzhij »

Есть ещё один нюанс.
Чаще всего в договоре прописан окончательный финансовый расчёт с Подрядчиком после ввода оборудования в постоянную техническую эксплуатацию.
Так вот, следует помнить о запрете оборота (купли-продажи) и ввода в эксплуатацию объектов несоответствующих ТР ТС.
Поэтому, если Заказчик "осмысленно упрётся", Подрядчику следует потребовать деньги вперёд, ибо сладостный миг ввода постоянную эксплуатацию может и не наступить. От слова "никогда" (ну, или до "приведения к нормам").
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
Аватара пользователя

kirillio
И жнец, и чтец...
И жнец, и чтец...
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 26 май 2022, 09:48
Имя: Кирилл
Страна: РФ
город/регион: Москва
Благодарил (а): 323 раза
Поблагодарили: 296 раз

Организация аварийного останова

Сообщение kirillio »

Ryzhij писал(а): 29 ноя 2023, 11:58 Есть ещё один нюанс...
[+]
В сфере капитального строительства именно на этом принципе построена и держится федеральная система кидалова и мытарств.
Зри в корень!
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17594
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 826 раз
Поблагодарили: 1654 раза

Организация аварийного останова

Сообщение Jackson »

kirillio, эти документы, перечисленные в viewtopic.php?p=147342#p147342 есть в нашей базе документов? Я сейчас внесу этот ответ в FAQ - потом неплохо бы ссылки на них дать, если они есть в нашей базе.

Отправлено спустя 8 минут 13 секунд:
Вот, добавил в FAQ: viewtopic.php?p=147353#p147353
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

kirillio
И жнец, и чтец...
И жнец, и чтец...
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 26 май 2022, 09:48
Имя: Кирилл
Страна: РФ
город/регион: Москва
Благодарил (а): 323 раза
Поблагодарили: 296 раз

Организация аварийного останова

Сообщение kirillio »

Jackson писал(а): 29 ноя 2023, 18:59 есть в нашей базе документов?
Есть. Кроме ГОСТ ISO 12100
Зри в корень!

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 602 раза
Поблагодарили: 760 раз

Организация аварийного останова

Сообщение Ryzhij »

kirillio писал(а): 29 ноя 2023, 19:35 Есть. Кроме ГОСТ ISO 12100
Хорошо, завтра зашлю pdf-ку
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
Аватара пользователя

kirillio
И жнец, и чтец...
И жнец, и чтец...
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 26 май 2022, 09:48
Имя: Кирилл
Страна: РФ
город/регион: Москва
Благодарил (а): 323 раза
Поблагодарили: 296 раз

Организация аварийного останова

Сообщение kirillio »

Ryzhij писал(а): 29 ноя 2023, 19:41 Хорошо, завтра зашлю pdf-ку
Чтоб два раза не вставать, прописал, вот вам:
ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска
Зри в корень!
Закрыто

Вернуться в «Общие вопросы»