Страница 1 из 1

Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 25 дек 2013, 09:40
Valerich
В продолжение темы о Тесламобиле.

Прочитал статью, выдержки:

Автомобильные паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания — практически ровесники. КПД паровой машины той конструкции и в те годы составлял около 10%. КПД двигателя Ленуара был всего 4%. Только через 22 года, к 1882-му, Август Отто усовершенствовал его настолько, что КПД теперь уже бензинового двигателя достиг… аж 15%

Начавшись в 1801 году, история парового транспорта активно продолжалась без малого 159 лет. В 1960-м (!) в США всё ещё строились автобусы и грузовики с паровыми двигателями. Паровые машины за это время усовершенствовались весьма значительно. В 1900 году в США 50% парка автомобилей были «на пару». Уже в те годы возникла конкуренция между паровыми, бензиновыми и — внимание! — электрическими экипажами. После рыночного успеха «Модели-Т» Форда и, казалось бы, поражения парового двигателя новый всплеск популярности паровых авто пришёлся на 20-е годы прошлого столетия: стоимость топлива для них (мазут, керосин) была значительно ниже стоимости бензина.

«Классический» паровой двигатель, который выпускал отработанный пар в атмосферу, имеет КПД не более 8%. Однако паровой двигатель с конденсатором и профилированной проточной частью имеет КПД до 25–30%. Паровая турбина обеспечивает 30–42%. Парогазовые установки, где используются «в связке» газовые и паровые турбины, имеют КПД до 55–65%. Последнее обстоятельство подвигло инженеров компании BMW начать проработки вариантов использования этой схемы в автомобилях. К слову сказать, КПД современных бензиновых двигателей составляет 34%.

Изображение

Стоимость изготовления парового двигателя во все времена была ниже стоимости карбюраторного и дизельного моторов той же мощности. Расход жидкого топлива в новых паровых двигателях, работающих в замкнутом цикле на перегретом (сухом) пару и оснащённых современными системами смазки, качественными подшипниками и электронными системами регулирования рабочего цикла, составляет всего 40% от прежнего.

Паровой двигатель медленно запускается. И это было когда-то… Даже серийные автомобили фирмы Stanley «разводили пары» от 10 до 20 минут. Усовершенствование конструкции котла и внедрение каскадного режима нагрева позволило сократить время готовности до 40–60 секунд.

Паровой автомобиль слишком нетороплив. Это не так. Рекорд скорости 1906 года — 205,44 км/час — принадлежит паровому автомобилю. В те годы автомобили на бензиновых моторах так быстро ездить не умели. В 1985-м на паровом автомобиле разъезжали со скоростью 234,33 км/час. А в 2009 году группа британских инженеров сконструировала паротурбинный «болид» с паровым приводом мощностью 360 л. с., который был способен перемещаться с рекордной средней скоростью в заезде — 241,7 км/час.

Интересно, что современные изыскания в области водородного топлива для автомобильных моторов породили ряд «боковых ответвлений»: водород в качестве топлива для классических поршневых паровых двигателей и в особенности для паротурбинных машин обеспечивает абсолютную экологичность. «Дым» от такого мотора представляет собой… водяной пар.

Паровой двигатель капризен. Это неправда. Он конструктивно значительно проще двигателя внутреннего сгорания, что само по себе означает большую надёжность и неприхотливость. Ресурс паровых моторов составляет многие десятки тысяч часов непрерывной работы, что не свойственно другим типам двигателей. Однако этим дело не ограничивается. В силу принципов работы паровой двигатель не теряет эффективности при понижении атмосферного давления. Именно по этой причине транспортные средства на паровой тяге исключительно хорошо подходят для использования в высокогорье, на тяжёлых горных перевалах.

Интересно отметить и ещё одно полезное свойство парового двигателя, которым он, кстати, схож с электромотором постоянного тока. Снижение частоты вращения вала (например, при возрастании нагрузки) вызывает рост крутящего момента. В силу этого свойства автомобилям с паровыми моторами принципиально не нужны коробки передач — сами по себе весьма сложные и порой капризные механизмы.

Статья полностью

Как думаете, при своих очевидных преимуществах есть ли у парового двигателя будущее?

Re: Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 26 дек 2013, 10:15
Ryzhij
Пока не будет создан хотя бы один современный завод по крупносерийному производству иных двигателей, нежели классический ДВС - перспектив никаких.
И я не представляю пока экономической ситуации, заставившей бы построить хоть один такой завод.
У парового двигателя есть ещё одна пока слаборазрешимая проблема - вода, зима, мороз. С ДВС это ещё как-то решают.
Паровой двигатель капризен.
Что понимать под "капризами"?
В статье идут рассуждения о надёжности, безопасности и ресурсе.
А о квалификации юзера кто-нибудь подумал?
Блондинка такой агрегат завести не сумеет. Пока не сумеет.
Запуск паровых машин мало и плохо поддаётся автоматизации. Утрачена связь вемён. Нет уже механиков, способных их обслуживать.

Re: Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 26 дек 2013, 13:10
Jackson
Ryzhij писал(а):Запуск паровых машин мало и плохо поддаётся автоматизации. Утрачена связь вемён. Нет уже механиков, способных их обслуживать.
Достаточный спрос легко возродит династии сервис-инженеров. :)

ДВС тоже когда-то ручкой раскручивали, и топливо мензуркой отмеряли, а сейчас всё с 1 кнопки.

Re: Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 26 дек 2013, 15:05
Valerich
BigDog писал(а):А как быть в суровые российские зимы? :) Дровами лед растапливать?
Кто сказал, что пар должен быть водяной? В современных ДВС тоже много жидкости. Не проблема.

Для парового двигателя можно использовать современные наработки холодильной техники, принципы схожи.

Современные газовые котлы обвязаны автоматикой по самое нехочу. Не проблема.

Рисунок рассмотрели? Мало напоминает классическую паровую машину из учебника.
А про то, что у десятилетия развиваемого ДВС достигли КПД аж 34%, а у паровой машины уже сейчас видится 50-60%.

Но у всех перед глазами чадящий и шипящий паровоз с тандером угля.

Штампы тормозят прогресс.

Re: Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 26 дек 2013, 23:01
Ryzhij
and909 писал(а):Кто сказал, что пар должен быть водяной? В современных ДВС тоже много жидкости. Не проблема.
Есть одно НО...
Жидкости в современных ДВС не являются рабочим телом тепловой машины и фазовый переход им там тоже не предписан.
Как только хоть что-то близкое по энтальпии и столь же безопасное как дигидрогенмонооксид подберёте - быть Вам нобелевским лауреатом!!!

Re: Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 27 дек 2013, 14:12
Никита
Как только хоть что-то близкое по энтальпии и столь же безопасное как дигидрогенмонооксид подберёте - быть Вам нобелевским лауреатом!!!
Может воду спиртом разбавить 60/40, чтоб не замерзала? И как для паровозов колонки на каждом перекрестке?

Re: Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 27 дек 2013, 14:49
Valerich
Никита писал(а):И как для паровозов колонки на каждом перекрестке?
Зачем колонки? Контур закрытый. Вы часто заправляете свой холодильник?

Re: Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 27 дек 2013, 14:56
Valerich
Никита писал(а):Может воду спиртом разбавить 60/40, чтоб не замерзала?
Спирты разные бывают. Вон, тосол не не замерзает, но, думаю при больших температурах разлагаться будет. Ну насчет рабочего тела пусть химики подумают, если будет запрос общества :)

Re: Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 27 дек 2013, 15:37
Никита
and909 писал(а):
Никита писал(а):И как для паровозов колонки на каждом перекрестке?
Зачем колонки? Контур закрытый. Вы часто заправляете свой холодильник?
В котельных тоже контур закрытый, однако подпитку никто не отменял. А уж про уровень тосола в радиаторе уаза я вообще молчу. Абсолютно закрытого контура не будет, или он будет стоить как атомный реактор. Или снижать теплонапряженность (и температурные расширения деталей) до уровня холодильника, тогда машина станет приложением к двигателю и про высокий КПД можно забыть. А значит от потерь рабочего тела никуда не деться.
К химикам про рабочее тело очень много вопросов. И вместе с физиками, начиная от энтальпии и нехилого расширения тосола и заканчивая газодинамикой. В принципе, все решаемо, но проблема в том, что пока не будет явной необходимости, этими проблемами никто не будет заниматься. Нет пока спроса. Не все еще выжали из ДВС, да и с электромобилями только начинают играть.

Re: Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 27 дек 2013, 16:51
Valerich
Ну у элекромобилей своих заморочек хватает, взять тот же аккумулятор.
Не будь человека, энтузиаста, готового вложить свои деньги, сейчас и Тесла Мобиля бы не было.
Глядишь, великий Гугль и займется. Сейчас он чем только не занимается: от запуска аэростатов до автопилотов автомобиля.
А может и умрёт всё, и большие деньги позволят наконец строить вечные двигатели второго рода. Да и третьего бы за глаза.
Тесла, который Никола, вон, смог, да спонсоры отвернулись.

Re: Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 27 дек 2013, 19:49
Никита
Да спонсоры-то есть, ну были по крайней мере. Но тот же газотурбинник ГТД-1250 пока применяется весьма ограниченно :)

Re: Двигатель будущего будет работать на пару?

Добавлено: 27 дек 2013, 21:23
Valerich
Изображение