1. Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
  2. Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
  3. Не писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - вместо этого создать новую тему.
  4. За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения.
  5. Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
  6. Перед тем как что-то написать - читать здесь и здесь, а студентам - обязательно здесь.
  7. Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.

Газовые электростанции

Ответить
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17553
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 818 раз
Поблагодарили: 1647 раз

Re: Взрыв газовой электростанции США

Сообщение Jackson »

Просвещу. Газопоршневые критичнее. В них регуляторы настраиваются на определённую калорийность и содержание различных фракций. Пошла не та смесь - либо недобор мощности либо детонация (что чаще). Турбины проще, потому что смесь они просто жгут (а газопоршневая машина - взрывает, как карбюраторная бензинка). И ресурс у турбин выше, межремонтный период больше. И к сбросам-набросам нагрузки турбина менее критична: при набросе турбине надо просто газа добавить, а ГПГ нужно смесь перестроить и смесь должна успеть по трубкам до цилиндров добежать. Газопоршневой агрегат больше 20% наброс не выдерживает, может завалиться.
Но турбины и дороже (Ванкоровские авиационные не в счёт - копейки), в них аппаратура сложнее (контроль вибраций и прочее). На малых турбинах обычно стоит отдельная подсистема по вибрации, отдельная система на управление собственно турбиной и отдельная же система по электрочасти. В газовых машинах всё можно решить одной системой (система приготовления смеси и управления газом, контроля детонации априори входит в комплект самой машины). При этом внешняя станция газоочистки и газоподготовки ставится и для турбин и для газовых машин.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Pashkevich
осмотрелся
осмотрелся
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 11:29
Имя: Киселёв Павел Евгеньевич
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 24 раза
Поблагодарили: 3 раза

Re: Взрыв газовой электростанции США

Сообщение Pashkevich »

genelectric писал(а):Просвещу. Газопоршневые критичнее. В них регуляторы настраиваются на определённую калорийность и содержание различных фракций. Пошла не та смесь - либо недобор мощности либо детонация (что чаще). Турбины проще, потому что смесь они просто жгут (а газопоршневая машина - взрывает, как карбюраторная бензинка). И ресурс у турбин выше, межремонтный период больше. И к сбросам-набросам нагрузки турбина менее критична: при набросе турбине надо просто газа добавить, а ГПГ нужно смесь перестроить и смесь должна успеть по трубкам до цилиндров добежать. Газопоршневой агрегат больше 20% наброс не выдерживает, может завалиться.
Но турбины и дороже (Ванкоровские авиационные не в счёт - копейки), в них аппаратура сложнее (контроль вибраций и прочее). На малых турбинах обычно стоит отдельная подсистема по вибрации, отдельная система на управление собственно турбиной и отдельная же система по электрочасти. В газовых машинах всё можно решить одной системой (система приготовления смеси и управления газом, контроля детонации априори входит в комплект самой машины). При этом внешняя станция газоочистки и газоподготовки ставится и для турбин и для газовых машин.
В целом согласен, добавлю по экономике:
Турбины дороже при покупке, но дешевле в эксплуатации.
КПД выше у поршневых.
Поршневые выдерживают до 30% сброс/наброс нагрузки, диапазон долговременной допустимой работы 30-90% от номинала.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17553
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 818 раз
Поблагодарили: 1647 раз

Re: Взрыв газовой электростанции США

Сообщение Jackson »

Pashkevich писал(а):В целом согласен, добавлю по экономике:
Турбины дороже при покупке, но дешевле в эксплуатации.
КПД выше у поршневых.
Поршневые выдерживают до 30% сброс/наброс нагрузки, диапазон долговременной допустимой работы 30-90% от номинала.
Угу. В целом всё идёт от того, что поршневые машины более иннерционны и настройки по газу тоньше. Приёмистость на самом деле зависит от газа. На попутном газе набросы больше 20% например Caterpillar G3516 плохо переносили. На промышленном конечно ситуация будет лучше.

И ещё. Турбины более экологичны. У них выхлоп чище и шумность может быть меньше (к авиационным это не относится). В частности мы пообщались с голландскими высокооборотными турбинами OPRA, которые работают на 26 тыщщах оборотов (это у них номинал) - их даже в черте города можно размещать, они при работе не грохочут, а пищат.

И ещё, турбины компактнее. Например авиационные турбины что на Ванкоре крутятся, имеют 12 тыщ номинальных оборотов и размером с мой рабочий стол (а он небольшой) вместе со всей своей автоматикой - при мощности 2,5 мегаватта, их по несколько штук заталкивали в МИ-26 и потом просто бросали на песок (мой коллега туда летал, ногами их в вертолёте попинывал), где те и лежали в ожидании установки. Двухмегаваттная газопоршневая машина занимает целиком весь 40-футовый контейнер и весит больше 30 тонн, её так запросто не доставишь даже без контейнера. Есть небольшие турбинки по 100 кВт (Capstone), очень компактные.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17553
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 818 раз
Поблагодарили: 1647 раз

Re: Взрыв газовой электростанции США

Сообщение Jackson »

Не забываю. А есть ещё OPRA, они подороже и вполне себе стационарные. У вас в Москве есть такая контора - BPC Group. Если что - они лучше расскажут.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17553
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 818 раз
Поблагодарили: 1647 раз

Re: Газовые электростанции

Сообщение Jackson »

Вот, наконец нашел фотографии с той электростанции на Ванкоре.

Электростанция работает по электрочасти под управлением нашей автоматики. :oops:
Вложения
электростанция, вид общий. 14 турбогенераторов по 2,5 МВт (10 кВ) каждый
электростанция, вид общий. 14 турбогенераторов по 2,5 МВт (10 кВ) каждый
турбина "на стенде". будут пристыковывать генератор
турбина "на стенде". будут пристыковывать генератор
погрузка турбин в вертолёт
погрузка турбин в вертолёт
склад турбин под открытым небом
склад турбин под открытым небом
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Pashkevich
осмотрелся
осмотрелся
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 11:29
Имя: Киселёв Павел Евгеньевич
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 24 раза
Поблагодарили: 3 раза

Re: Газовые электростанции

Сообщение Pashkevich »

:ges_hmm: А может еще и запись звука есть с работающей турбины, а то я только рядом с поршневыми работал - на уши давит конкретно, а турбины вроде значительно тише работают...
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17553
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 818 раз
Поблагодарили: 1647 раз

Re: Газовые электростанции

Сообщение Jackson »

Это разные электростанции, как мы уже выяснили :) У меня на снимках - у буровиков, ф.БурЭнерго. А на Диминых - их, РосНефтяная. Причем я вижу на Диминых снимках - с большой вероятностью Wartsila, низкооборотные машины (500 об/мин или около того), газопоршневые, вряд ли дизельные или на тяжелом топливе, ибо откуда там столько солярки? Wartsila - серьёзный бренд, специализирующийся как раз на низкооборотных машинах, наши друзья (хотя наши интересы никак не пересекаются, просто с ними приятно общаться). У них своя автоматика, вполне себе хорошая.
На снимках на рамах стоят машины без генераторов, видимо всё это ехало по частям и на раме собирается уже на месте (египетский труд!). Если это и правда Wartsila - поздравляю с удачным выбором. :)
Есть отечественный аналог - РУМО. Видел в работе. Остался недоволен.

Вот кстати оцените размеры. :) турбина 2,5 МВт, Эти машины - где-то about 3...4 МВт.

А по шумности.... На лётном поле слышали двигатель небольшого самолёта типа Як-40? Вот оно. Гул высокий и ровный, но неприятный. Если контейнер с шумопоглощением, то такой гул погасить проще чем гул поршневой машины, поэтому турбины и оказываются менее шумными.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1746
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Имя: Дмитрий
Страна: Россия
город/регион: Москва
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 143 раза

Re: Газовые электростанции

Сообщение hell_boy »

Когда-то слышал мнение человека, эксплуатирующего оба типа ГЭ: что у средней газопоршневой пробег до капремонта 120 000 часов, а у газотурбинной - 30 000 часов. К тому же капремонт газопоршневой - 10% от стоимости новой, газотурбинной - 70%. Но после 4 МВт выдаваемой мощности по электричеству КПД газопоршневой начинает резко падать, а газотурбинной - возрастать. Прочитав эту ветку, засомневался во всем вышесказанном. Интересует цифра межремонтного пробега не из рекламных проспектов, а из эксплуатационных документов.
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17553
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 818 раз
Поблагодарили: 1647 раз

Re: Газовые электростанции

Сообщение Jackson »

Цифр не скажу. Но вообще по моим понятиям картина ровно обратная: турбина ремонтируется реже. Поршневые машины требуют более частого ТО и вылизывания по-мелочи, турбина - наоборот. Но ремонт турбины сложнее и дороже. Видимо, поэтому, в удалённых районах турбины не распространены - если турбина ломается, то как правило капитально, за 5 минут не наладишь. На поршневой машине, помню на одном объекте постоянно летели топливные тяги (есть такой фирменный баг у одной машины). В тундре запчасти не продаются, поэтому тяги сваривались или просто сматывались хомутами и в таком виде машина работала до прибытия запчастей (фотография на работе лежит, могу показать) - машину конечно "колбасит", но энергию она выдаёт. Подобный ремонт "на соплях" для турбины, как правило, невозможен - принцип и конструкция такая. Да и персонал для эксплуатации турбин нужен более квалифицированный, а с этим проблема. Ещё один наглядный пример в эту сторону - электростанции на севере ХМАО. Там газопоршневые машины, которые уже практически развалились от старости, масло не то чтобы подтекает местами - льётся повсеместно, а люфты в регуляторах такие что про автоматизацию можно забыть, машины и вручную-то запараллелить проблема. И отдают они уже вместо номинального мегаватта (каждая) - хорошо если 500 кВт, а то и 400-300 (сжирая газа как на мегаватт). Но денег на ремонт (а точнее полную замену, и не по одной а всех разом) нет и не предвидится - вот и тянут из последних сил, с люфтами, бешенным расходом на ТО, но тянут. Турбина так работать не может, турбина либо работает нормально либо не работает вовсе, и не терпит пренебрежения к мелким дефектам. Потому и не приживаются.

Турбину хорошо закладывать на длительную эксплуатацию, когда станция строится надолго и модернизации не предвидится (хотя с современной автоматикой и модернизация не вопрос). Как аварийный источник она не годится - долго запускается, зато как долговременный - вполне.
И ещё одно отличие - на поршневых машинах сделать утилизацию тепла проще, т.к. охлаждающая жидкость и есть теплоноситель. А в последнее время когенерация развивается (зачем тепло просто выбрасывать, когда его можно использовать, а в тепло уходит больше половины энергии сжигания топлива), соотв-но поршневые машины для неё предпочтительны.

С КПД - да, где-то с 3-3,5 МВт КПД поршневых машин заметно падает, а маса и габарит растёт. У турбин КПД примерно постоянный, но чем турбина меньше - тем удельный КВт мощности заметно дороже.

В принципе, на большие мощности (2-2,5 МВт и более) применяют низкооборотные поршневые машины (меньше 1000 об/мин), что увеличивает межремонтный период и ресурс по сравнению с обычными (1500 об/мин).
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

hell_boy
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1746
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 12:25
Имя: Дмитрий
Страна: Россия
город/регион: Москва
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 143 раза

Re: Газовые электростанции

Сообщение hell_boy »

genelectric, :thankyou:
Это в ЯНАО, Салехардский рыбзавод на основании большей длительности межремонтного пробега сделал выбор в пользу ГПУ.
"Умные люди обсуждают идеи, средние - события, а глупые - людей" Л.Н. Толстой
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 17553
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 818 раз
Поблагодарили: 1647 раз

Re: Газовые электростанции

Сообщение Jackson »

hell_boy писал(а):Это в ЯНАО, Салехардский рыбзавод на основании большей длительности межремонтного пробега сделал выбор в пользу ГПУ.
Да не во что. Чем богаты :)
Я про Ханты-Мансийски округ говорил, в частности - пос.Берёзово и Берёзовский рыбзавод. Там общая станция на весьрайон - 7 ГПГА (сейчас докупили три новых таких же, но с раздолбанными старыми в параллель работать можно только вручную). Плюс на рыбзаводе там своя машина, такая же старая и убитая, максимум что с неё выжимают - 300 кВт. Был там в конце ноября - персонал молился и работал по принципу "работает - и ничего не трогай!" а начальники повыше молились на персонал, потому что случись что - я даже не могу сказать чего они бояться больше: обесточить и заморозить целый район или приезда по этому случаю Шойгу с компанией (а у компании Шойгу есть все полномочия чтобы отправить виновных в тюрьму минуя суд).
Хотя, подозреваю что такая аховая картина в энергетике наблюдается повсеместно в ЖКХ.
Дмитрий Милосердов писал(а):По производителю не скажу (те, которые синие), но знаю что он скандинавский. Шведы или норвежцы...
Значит точно Wartsila, только они из скандинавов такие машины делают. Хорошие машины. Я с Wartsila пересекался на судах, главные и вспомогательные машины часто были их. Впечатление сугубо положительное: качество, изготовление, поставка, поддержка - всё на уровне. С тех пор и подружились.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Ответить

Вернуться в «Флудилка обо всём»