1. Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
  2. Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
  3. Не писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - вместо этого создать новую тему.
  4. За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения.
  5. Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
  6. Перед тем как что-то написать - читать здесь и здесь, а студентам - обязательно здесь.
  7. Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.

Управление асинсхронным электродвигателем

Обсуждение вопросов, не относящихся ни к одному из других подразделов

Модератор: kirillio

Ответить

Автор темы
ts_w
знаток Eplan
знаток Eplan
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
Имя: Сергей Т

Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение ts_w »

Мое почтение коллеги!

Всем хорошо известна простая схема запуска электродвигателя, а именно такая цепочка: Переключатель выбора режима "Р-О-А" - далее кнопка NO "Пуск", зашунтированная допконтактом контактора, далее кнопка NC "СТОП", ну и наконец контактор пускающий двигатель. Прошу извинить что схему не дал, нет под рукой...

Я всю жизнь проектантскую чертил такую схему запуска электропривода. И тут пришел мой ГИП и говорит, выкинь кнопку СТОП, ведь можно же остановить привод переключателем "Р-О-А". Я задумался, ответить не смог ничего внятного. Потом правда я предложил сэкономить на всем. Вместо шкафа поставить лист ДСП, а вместо Симатика, поставить "арбайтера", и пущай накидывает провода на двигатель пока не устанет ...

Ребят, какими требованиями нужно руководствоваться при выполнении узла запуска двигателя, в заветном ПУЭ не нашел...
Спасибо!

Бондарев Михаил
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 981
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 23:23
Имя: Бондарев Михаил Владимирович
Страна: Россия
город/регион: Магнитогорск
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 3 раза

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение Бондарев Михаил »

Помимо ПУЭ есть куча регламентирующих документов ГОСТ МЭК, касающихся органов управления в том числе

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5629
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 756 раз

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение Ryzhij »

Описанная классическая схема с пускателем полностью соответствует требованиям стандартов промышленной безопасности, по которым после пропадания энергии должна быть исключена возможность самопроизвольного запуска механизма после возобновления энергоснабжения. Это во-первых.
Во-вторых, как справедливо уже сказали, есть определённые требования к органам управления.
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)

Автор темы
ts_w
знаток Eplan
знаток Eplan
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
Имя: Сергей Т

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение ts_w »

Ребят, ткните носом в ГОСТы, пожста..

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5629
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 756 раз

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение Ryzhij »

С 15 февраля вступает в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" ТР ТС 010/2011, заменяющий действующий одноимённый технический регламент РФ. Различия минимальны.
Смотрите приложения к ним.
Все "ноги растут" оттуда. http://www.tsouz.ru/KTS/KTS32/Documents/P_823_1.pdf
Например, приложение 1 пункт 19.
В решении КТС от 18.10.2011 № 823 о принятии тех.регламента перечислены все связанные с ним стандарты.
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)

Автор темы
ts_w
знаток Eplan
знаток Eplan
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
Имя: Сергей Т

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение ts_w »

Жаль что мой проект не в зоне действия Таможенного союза... Я привязываюсь к стандартам СССР

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5629
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 756 раз

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение Ryzhij »

Дело Ваше, но некоторые стандарты СССР просто успели устареть, в то время как стандарты России мало-помалу согласовываются с международными. В настоящее время только технические регламенты а также связанные с ними стандарты и нормативы в России имеют силу Федерального Закона. Остальные стандарты имеют лишь рекомендательный, а не обязательный к исполнению характер.
Всё чем могу...
Я не букинист и не историк, поэтому в отношении стандартов уже давно несуществующего государства Вашу просьбу
Ребят, ткните носом в ГОСТы, пожста..
выполнить вряд ли смогу.
Удачи!
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)

Михайло
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
город/регион: г. Чехов, МО
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 270 раз

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение Михайло »

Впрочем не для каждого электропривода нужен грибок... Что за механизм у Вас?

Автор темы
ts_w
знаток Eplan
знаток Eplan
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
Имя: Сергей Т

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение ts_w »

изначально я говорил не а грибке, а просто о кнопке НЗ "стоп". Дело в том что есть у некоторых спецов мнение что она не нужна, ведь остановить электропривод (у меня это насосы) можно переключателем выбора рода работы "Р-0-А" переведя в положение "0". Я же считаю что если есть кнопка ПУСК то и дожна быть кнопка СТОП. Проблема в том что от меня требуется доказательство на уровне стандарта, нормы. Спасибо!
Аватара пользователя

MIvanov
знаток Eplan
знаток Eplan
Сообщения: 277
Зарегистрирован: 05 мар 2012, 14:46
Имя: Иванов Максим Евгеньевич
Страна: РФ
город/регион: Казань/РТ
Поблагодарили: 2 раза

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение MIvanov »

Как организовано управление? С пульта, с щита управления, по месту? Кнопка и ключ на одном щите/пульте? Может быть имеете ввиду кнопку аварийного останова по месту?

Автор темы
ts_w
знаток Eplan
знаток Eplan
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
Имя: Сергей Т

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение ts_w »

Утончяю:
Местное управление отсутствует. Есть управление Автоматическое, есть Ручное. Ручное организовано на щите. Щит управляет 20ю насосами. Кажидый насос имеет кнопку ПУСК и кнопку СТОП. Аварийный грибок стоит на щите общий (нюанс управления), который останавливает все насосы сразу.

Денис_Крсн
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 08:19
Имя: Карачёв Денис Васильевич
Страна: Россия
город/регион: Красноярск

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение Денис_Крсн »

ГОСТ Р МЭК 60073-2000 "МАРКИРОВКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ. ПРАВИЛА КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ"
Пункт 4.1: "Правила кодирования сигналов должны быть установлены на стадии проектирования оборудования и производственных систем и быть совместимы при использовании с другим оборудованием в пределах того же самого оборудования или процесса. Выбор вида кодируемого сигнала должен зависеть от задач, выполняемых обслуживающим персоналом (операторами), и условий эксплуатации, в которых эти задачи должны быть выполнены."

Если применять переключатель М - 0 - Д, то он не подходит по ГОСТ 12.2.064-81 "ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ. Общие требования безопасности."
Пункт 1.8: "Направление движения органа управления должно соответствовать направлению движения указателя соответствующего средства отображения информации и (или) перемещающейся части производственного оборудования, а также выработанному двигательному стереотипу".
Хотя ваш ГИП ещё попросит гост на двигательные стереотипы :). Тогда ему пункт 2.3.3 "Вращение поворотных органов управления по часовой стрелке должно обеспечивать включение, увеличение параметра, вращение против часовой стрелки - выключение, уменьшение параметра."

ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 "Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования"
Пункт 9.2.7.3 "Стоп": "Пульты должны быть оснащены отдельными четко идентифицируемыми средствами реализации на машине функции "Стоп" или функции отключения всех движений, ведущих к созданию опасной ситуации. Органы управления этими функциями не должны иметь обозначений функций систем аварийной остановки, однако через функцию "Стоп" на машине может быть реализована функция "Аварийный стоп".

PS: увидел, что пульты должны подключаться через разделительный трансформатор. На практике такого не встречал, и не видел такого решения в проектах.
Что скажут форумчане? Ставите ли вы разделительный трансформатор? Или чем обосновываете, что его ставить не надо?

Автор темы
ts_w
знаток Eplan
знаток Eplan
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:36
Имя: Сергей Т

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение ts_w »

Спасибо за глубокую проработку!
Почитал ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007. Очень интересно.
Касательно кнопки СТОП написано вразумительно!!! Совмещать ее функции нельзя с другими органами управления!
Касательно разделительно трансформатора. Да он должен стоять в цепях управления. Почитайте конец стандарта, там есть список на какие устройства он распространяется. В моем случае, это насосы, компрессоры. Поэтому я ставлю.
Мои коллеги оспаривали мое решение поставить трансы еще год назад. Я все таки поставил, из целей безопасности, и защиты релейный цепей, защиты ПЛК. Теперь есть четкое подтверждение необходимости установки трансформаторов.

Михайло
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
город/регион: г. Чехов, МО
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 270 раз

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение Михайло »

Я вас предостерегу: разделительный трансформатор - это не просто трансформатор.

Denis_39
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 15:42
Имя: Денис
Страна: РФ
Поблагодарили: 1 раз

Re: Управление асинсхронным электродвигателем

Сообщение Denis_39 »

ts_w писал(а): Касательно разделительно трансформатора. Да он должен стоять в цепях управления. Почитайте конец стандарта, там есть список на какие устройства он распространяется. В моем случае, это насосы, компрессоры. Поэтому я ставлю.
Мои коллеги оспаривали мое решение поставить трансы еще год назад. Я все таки поставил, из целей безопасности, и защиты релейный цепей, защиты ПЛК. Теперь есть четкое подтверждение необходимости установки трансформаторов.
Разделительный трансформатор для цепей управления ставится не во всех случаях (ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 п.9.1.1):
"Если машины оснащены только одним пусковым устройством двигателя и/или максимум двумя приборами управления (например, устройство блокировки, станция управления "Старт - Стоп"), использование трансформаторов может быть необязательным."
Правда определение, надо признать, довольно "скользкое". Например, мне не совсем понятно в каком объеме понимается прибор управления "станция управления "Старт-Стоп"? Скорее всего имеется в виду следующий минимально-необходимый набор: Автоматический выключатель + коммутационное устройство (контактор) - силовая цепь; кнопки с самовозвратом ПУСК и СТОП + в случае необходимости ладонная кнопка аварийного останова - цепь управления.
Ответить

Вернуться в «Общие вопросы»