1. Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
  2. Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
  3. Не писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - вместо этого создать новую тему.
  4. За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения.
  5. Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
  6. Перед тем как что-то написать - читать здесь и здесь, а студентам - обязательно здесь.
  7. Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.

Рубильники перед двигателем

Обсуждение вопросов, не относящихся ни к одному из других подразделов

Модератор: kirillio

Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
behemot
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 19 авг 2012, 21:29
Имя: Михаил
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург

Рубильники перед двигателем

Сообщение behemot »

Доброго времени суток.

Подскажите пож-та, возник следующий вопрос требуется ли установка разъединителей видимого разрыва (рубильник) непосредственно перед двигателем? Если будет ссылка на нормативный документ, отдельное спасибо.

Заранее благодарен.

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5620
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 544 раза
Поблагодарили: 706 раз

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение Ryzhij »

Выключатели безопасности, а именно так называются описываемые Вами аппараты, целесообразно устанавливать на двигатели, когда они включены параллельно, но обслуживаются поочерёдно. Например, секционированная вытяжка на крыше с группой вентиляторов.
Есть смысл использовать выключатели безопасности и там, где коммутационная аппаратура не находится в помещении с ограниченным доступом только для квалифицированного электроперсонала, и/или разобрать схему проблематично.
Специальных нормативов мне не попадалось. Всё отдано на усмотрение проектировщика.
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
Аватара пользователя

Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3899
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 187 раз

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение Никита »

Давненько, правда, но обсуждалось
Видмый разрыв
Но - красную кнопку останова около самого механизма (или другой орган аварийного останова, в том числе и выключатель) - в обоснованных случаях никто не отменял. И это уже не видимый разрыв, а немного другая история... Вот только рубильник на двигатель надо как минимум с дугогашением.
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Автор темы
behemot
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 19 авг 2012, 21:29
Имя: Михаил
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение behemot »

Служба эксплуатации хочет чтобы при ремонте обслуживающий персонал отключал рубильник по месту. Ссылаются на европейские нормы и правила безопасности.
Аватара пользователя

Serex
эксперт
эксперт
Сообщения: 2085
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 21:36
Имя: Пупков Сергей Викторович
Страна: Россия
город/регион: Москва
Благодарил (а): 101 раз
Поблагодарили: 132 раза

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение Serex »

Все зависит от того, какой привод приводит в движение этот двигатель.
Самые разнообразные способы останова применяются на роботизированных конвеерных линиях. Там и видимого разрыва с кнопкой мало будет.
Но видимый разрыв вещь какая-то малопонятная. На тех же роботах и конвеерах нужно обездвижить механизм аварийной цепью, а это не всегда возможно отключением питания. Порой некоторые механизмы просто рухнут, если их обесточить.
Самое популярное это конечно красная кнопка рядом с двигателем, которая исключает подачу электроэнергии в электродвигатель. Там правда могут потребовать, чтобы они подключались на реле безопасности, но это уже другая история.
Аватара пользователя

Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3899
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 187 раз

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение Никита »

Здесь две стороны одной проблемы.
Первая (и я так понимаю, послужившая началом темы) - это безопасность при проведении работ на двигателе. Т.е. если по какой-то причине есть основания не полностью полагаться на таблички, вывешиваемые на автоматах в ПСУ/ЩСУ, или если таковых вообще нет. У меня тут недавно был привод, на котором три двигателя сидели на одном автомате и пускателе, у каждого была только своя теплуха. Но мне легче, ибо при отключении любого из этих двигателей работа всей установки запрещена и можно спокойно гасить автомат в голове.
Это чисто эксплуатационные вещи и тут в наших нормах ничего нет. Да и делать можно на чем угодно, не обязательно рубильники, хоть клеммы с перемычками в коробке, если мощность невелика. Но еще раз - или принять меры чтоб никто даже намеренно не мог выдерноуть этот аппарат под нагрузкой, или он должен быть не разъединителем, а выключателем нагрузки, умеющим рвать рабочий ток машины.
И если "шаловливых ручек", которые могут случайно остановить привод, в пределах досягаемости этих аппаратов не бывает - пожалуй что вреда от выключателей по месту не будет, а эксплуатации удобнее и проще. Выключатели бы еще неплохо предусмотреть с ушами под навесной замок, чтоб уж наверняка.
Единственный момент, про который Serex упомянул - это на приводах с тормозом, запитываемым отдельной цепью, а не от якоря машины, нужно предусмотреть разрыв и в цепи электромагнитного тормоза. Такая схема частенько встречается на частотно-регулируемых приводах, когда в момент пуска напряжения на якоре может быть недостаточно для снятия тормоза, тогда на катушку тормоза подается напряжение через реле в частотнике.
А вот реле безопасности, кнопки и пр - это уже защита не оперативного и ремонтного персонала а вообще всех. И тут другие нормы, в том числе и отраслевые, и Ростехнадзоровские и т.п.
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Автор темы
behemot
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 19 авг 2012, 21:29
Имя: Михаил
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение behemot »

Автоматы с ушами всем хороши, но только эти уши, даже при маленьком усилии, можно сломать(((

P.S. затронули тему про реле безопасности, можно ссылку где описывается их применение? Сейчас знакомлюсь с реле от АВВ, не совсем понимаю для чего они предназначены(
Аватара пользователя

Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3899
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 187 раз

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение Никита »

Ну сдуру можно сломать даже то, в чем и ломаться-то нечему :)Естественно тот, кто поставит себе целью включить автомат - его включит. Просто замок мимоходом сложнее сдернуть, чем табличку. Ну на крайний случай - рубильник в железном ящике с замком (навесным, амбарным) и ручку снимать и убирать внутрь. Это уже по местным условиям надо определять.
А про реле безопасности - применяются точно так же, как и обычные - в схемах ПАЗ, аварийного останова и т.п. Просто отличаются повышенной надежностью, дублированием контактов и уровнем SIL. Ну и часто спец. функции - типа контроля правильности подключения, не позволяющие повесить дублированный контакт красной кнопки на один вход, проверки разрешения запуска механизма с двух кнопок (обеими руками одновременно), обеспечение кроме отключения еще и торможения привода, ну и т.п. В общем, почти под каждую функцию своя модель. Есть еще программируемые контроллеры безопасности, в которых алгоритмы вбиваются свои, но я их видел только на картинках.
А вообще - пока не все знают что это такое, производители публикуют достаточно много обзорной информации по этим штукам. Поспрошайте гугл, обязательно чего-нить выдаст. А хорошей именно литературы по ним я пока не видел. Если только у Федорова про надежность, но это голая теория без упоминания конкретных изделий и применений
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Автор темы
behemot
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 19 авг 2012, 21:29
Имя: Михаил
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение behemot »

Спасибо огромное за консультации.

Михайло
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3559
Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
город/регион: г. Чехов, МО
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 253 раза

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение Михайло »

Если европейские нормативы нужны, то начинать надо отсюда:
http://files.stroyinf.ru/Data1/53/53200/index.htm (раздел 5). Оттуда вы перейдете к частным стандартам на автоматы/рубильники, упоминание о которых сможете найти в каталогах зарубежных фирм.
Аватара пользователя

atamkosta
read only
read only
Сообщения: 462
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 10:53
Имя: Konstantin Atamanchuk
Страна: Ukraine
город/регион: Dniepropetrovsk
Поблагодарили: 2 раза

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение atamkosta »

Видимый разрыв в принципе требуют ПУЭ и ПТЭЭП, причем требуется, почти цитируя, два разрыва цепи один из которых обеспечивает видимый разрыв. Поэтому в типовой ячейке и стоит автомат или контактор (они выполняют первичное отключение, дугогашение и пр.) и ручной размыкатель причем последний обычно примитивен и нагляден, размыкается оперативной штангой, иногда доступ к разъединителю образуется только по факту отключения автомата. В малых приложениях, в модульных конструкциях по защите двигателей, например у сименса, это реализовано посредством вынимания колодки между разъемом питающей шины и разъемом автомата, в этом случае нужна сама колодка, чтоб выдать питание, а уж если кто начнет химичить шаловливыми руками, то это уже уголовный кодекс, а не ПТЭЭП. Таблички и замки на аппаратах защиты коммутации как и прочее электрооборудование должно быть размещено в помещении (комната, шкаф, щит...) доступном электроперсоналу, так требует ПУЭ, т.е. простой прохожий не должен иметь доступ к аппаратам коммутации и защиты, в то же время для электропесонала табличка наброшеная на привод аппарата много больше чем замки и прочие вандальные приборы.
ЗЫ: около половины покинувших сей мир автоматов, пускателей унесших с собой жизни электромоторов имели симптом залипания двух фаз. Поэтому я например радею за видимые разрывы и реализуем их чаще как блок предохранителей на вводе в шкаф или общй рубильник с видимым... . В случае когда двигатели удалены от управления ставим локально разъединитель, последовательность отключения прописана.
с Уважением К
Аватара пользователя

Автор темы
behemot
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 19 авг 2012, 21:29
Имя: Михаил
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение behemot »

В ПУЭ и ПОТ нашел про видимый разрыв только для установок свыше 1000В. До 1000В, к сожалению, ничего нет.

Михайло
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3559
Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
город/регион: г. Чехов, МО
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 253 раза

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение Михайло »

Ну что вы прицепились к этому термину "видимый разрыв"? Читайте библию IEC 60204-1 -2005 (ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007).
Настоящий стандарт устанавливает требования и рекомендации к электрооборудованию промышленных машин и механизмов, обеспечивающие:
- безопасность персонала и имущества;
- согласованность реакций на управляющее воздействие;
- легкость обслуживания.
Настоящий стандарт распространяется на электрические и электронные системы и оборудование (далее - электрооборудование) для непереносимых вручную во время их работы промышленных машин и механизмов (далее - машин), включая группу машин, работающих вместе в согласованном порядке.
Электрооборудование, на которое распространяется настоящий стандарт, охватывает все электрооборудование машины, начиная с точки подключения его к источнику питания
Настоящий стандарт распространяется на электрооборудование и его части, работающие от сети переменного тока при номинальном напряжении питания не более 1000 В или постоянного тока не более 1500 В между фазами; номинальный диапазон частот должен быть не более 200 Гц (МЭК 60038)
ПУЭ уже не является нормальным документом с 2005 года, когда его прекратили совершенствовать (совершенствование заключалось в воровстве положений из IEC 60204).
http://files.stroyinf.ru/Data1/56/56564/
http://files.stroyinf.ru/Data1/59/59175/index.htm (найдите здесь хваленый ПУЭ и "неизвестный" ГОСТ Р МЭК 60204)
Аватара пользователя

atamkosta
read only
read only
Сообщения: 462
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 10:53
Имя: Konstantin Atamanchuk
Страна: Ukraine
город/регион: Dniepropetrovsk
Поблагодарили: 2 раза

Re: Рубильники перед двигателем

Сообщение atamkosta »

Не я прицепился, а комисия по несчастным случаям из госохрантруда и соответственно прокурор. Пока что они ссылаются на ПТЭЭП и иногда ПУЭ.
В современных системах где кнопку возможно нажать из другого города, и зная нашу безалаберную повседневную практику эксплуатации не по наслышке, когда система безопасности пестрит жучками и перемычками насквозь, причем в диком ритме потогонных производств с лозунгом -"давай, давай" дежурные не особо селектируют отказы и блокируют целые плети управляющих напряжений, пилзов и прочих новомодных примочек от безопасности, после это все невсегда попадает в журналы...
Поэтому я, несущий личную ответственность за несколько десятков человек, причем разного уровня подготовки, а так же обслуживающий разноплановую технику, даже на 0,4кВ исполняю требования видимого разрыва, если же таковой не имеется то моим СТП прописано наложение переносных заземлителей за аппаратом отключения. Не хочу сейчас копать каталоги, но практически все фирмы предлагают в ассортименте разъединители или рубильники с видимым разрывом, и так же ссылаются при этом на какие то стандарты, но я плевал на стандарты, я просто покупаю и ставлю их.
Мне так спокойней, а залипшие автоматы и пускатели, и вынужденные блокировки аварийной автоматики это ежедневное дело. Возьмите например схему зведа треугольник с главным контактором, этот главный в принципе не влияет на работу двигателя он только снимает напряжение с начал, замени его на перемычки схема работать будет. А в случае вакуумников нет никакой гарантии что этот главный контактор уж пару лет на одной фазе прилип. Или пример сегодняшней ночи, подогнуло защитный барьер, система безопасности сняла управляющее с машины, место аварии огородили и обошли пермычками цепь безопасности захватив при этом еще 23 контрольных точки и все типа поехало, но эти точки разбросаны по цеху и еще в перемешку с другими агрегатами. Вот и может быть вава по утро с просонья у дежурного... А так подошел вставку снял или повернул ручку, посветил фонариком, убедился что ножи разошлись и вперед.
с Уважением К
Ответить

Вернуться в «Общие вопросы»